Мне трудно припомнить все наши разговоры

Главное управление образования и науки Алтайского края

Главное управление образования и науки Алтайского края

Главное управление образования и науки Алтайского края


Краткое изложение теоретических вопросов

  • Задание 2. Выполнить упр. 284 (проанализировать виды и средства связи между частями текста в отрывке из романа Л.Толстого «Война и мир»)
  • Задание 3. Работа с упр. 290 ( найти абзацный зачин и комментирующую часть в каждом из приведенных абзацев)

    Практическое занятие № 6

    Тема : Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста

    Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

    1. Что такое текст? Каковы его основные признаки?
    2. Что такое тема, общее содержание и идея текста?
    3. Какие типы текстов вы знаете и чем они отличаются друг от друга?
    4. Что такое цепная и параллельная связь предложений?
    5. На какие структурные компоненты членится текст?
    6. Какие факторы определяют композицию текста?
    7. Какие конструктивные приемы могут лежать в основе композиции текста? В чем их особенности?

    Задания для практического занятия

    Познакомьтесь с планом и примером лингвостилистического анализа текста.

    Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их.

    -Определите тему текста.

    -Определите основную мысль текста.

    -Определите тип текста.

    -Определите стиль текста.

    -Укажите используемые стилистические средства.

    -Какова особенность употребления глаголов в данном тексте.

    Примерный план ответа:

    Тема текста – решение писателя сжечь свою рукопись.

    Главная мысль – изображение события и состояния человека, уничтожающего свой сокровенный труд. Текст содержит одну микротему.

    Это образец художественного стиля. Слова в переносном значении помогают описать переживания человека, обилие глаголов и глагольных форм даёт ощущение динамизма, стремительности происходящего: ломая ногти, раздирал тетради; пепел душил пламя; сопротивляясь; мелькали; добивал.

    Данный текст типологически представляет собой повествование с элементами описания состояния человека. Событие показано в хронологической последовательности. Мы наглядно представляем начало, развитие и конец действия: вынул списки романа – раздирал тетради – вкладывал между поленьями — роман погибал – бумага чернела. Глаголы прошедшего времени, обозначая последовательно сменяющиеся события, помогают развёртыванию повествования.

    Сделать лингвостилистический анализ текста по предложенному плану:

    • Определите тему текста.
    • Определите основную мысль текста.
    • Выделите микротемы.
    • Определите тип текста.

    • Охарактеризуйте ситуацию общения (условия и задачи речи), в которых может быть использован текст.

    • Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте (непринуждённость — официальность, точность — расплывчатость названия, эмоциональность — бесстрастность, конкретность — абстрактность, субъективность — объективность, образность — отсутствие образности, подчёркнутая логичность, призывность речи).

    • Укажите языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вами стилевые черты.

    • Сделайте вывод: к какому стилю относится данный текст.

    Честь истинная и ложная

    Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать не некоторые различия между совестью и честью.

    Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком

    преувеличенной. Но представления о чести бывают совершенно ложными, эти ложные представления наносят колоссальный ущерб государству. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему

    обществу явление, как понятие дворянской чести, «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри его уже не бьется совестливое сердце.

    «Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее»). Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много. Честь истинная – всегда в соответствии с совестью.

    Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

    Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном

    Речеведческий разбор текста (по А. И. Власенкову)

    1. Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нем.

    2. Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.

    3. Выделите микротемы, составьте план.

    4. Укажите средства связи между частями текста.

    5. Определите тип речи, стиль и жанр.

    6. Укажите используемые стилистические средства.

    7. Назовите особенности построения текста (его композиции).

    Чистые пруды. Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня — средоточение самого прекрасного, чем было исполнено мое детство. Было время, я знал каждое дерево, каждый куст крапивы, каждую световую надпись: «Берегись трамвая!», мигающую красным на переходе. В слове «Берегись» три последние буквы не загорались, получалось красиво и загадочно: «Берег трамвая».

    Чистые пруды — это чудо первого скольжения на коньках, когда «снегурочки» становятся вдруг послушными, прямо, стройно режут широким лезвием снег, и ты будто обретаешь крылья.

    Чистые пруды — это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики. Мы ловили тут рыбу. И это было чудо — поймать рыбу в центре города. А плаванье на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой — это было несметным богатством для городских мальчишек.

    Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой, красной листве берез, осин, кленов, лип. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом.

    В раме Чистых прудов запечатлелся для меня и самый сильный образ моей юности. Это было в пору ожесточенных боев в Испании. Отовсюду глядело с портретов прекрасное, неистовое лицо Долорес Ибаррури, многие юноши носили пилотки с красным кантом и кисточкой, и нам казалось, будто самый воздух насыщен Испанией, ее звуками и ароматами, ее борьбой, ее гневной непримиримостью Испания была в нашем сердце.

    Чистые пруды — это исток нашей юности, начало начал. (262 слова). (По Ю. Нагибину)

    Практическое занятие № 7

    Тема : Освоение видов переработки текста.
    Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

    1. Расскажите об основных видах сокращений текста.
    2. Чем отличаются тезисы от конспекта? Каковы основные их особенности?
    3. Что такое тезисы и выписки? Когда возникает необходимость в выписках? Как нужно оформлять выписки?
    4. Что такое аннотация и зачем она нужна?
    5. Что такое рецензия и зачем она нужна?

    Задания для практического занятия
    Задание 1

    Прочитайте материал учебника (стр. 173, 175,179) и выпишите определение понятий тезисы, выписки, план, конспект.

    — Прочитайте текст упр. 324. Познакомьтесь с образцом составления плана и тезисов по упр. 324:

    1. «Роскошная» речь Толстого.

    2. «Игровая» речь Писемского.

    3. «Живописная» речь Гончарова.

    4. Речь Салтыкова, Достоевского, Лескова.

    5. Слово Толстого.

    6. Мысли Толстого.

    Мне трудно припомнить все наши разговоры и все узоры той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, которыми было полно все, что говорил Толстой.

    Он не говорил, а играл, изображая людей в лицах, — жестом и голосом.

    И опять иное впечатление производила речь Гончарова, напоминавшая картины Рубенса, написанные опытною в своей работе рукою, сочными красками, с одинаковою тщательностью изображающую и широкие очертания целого и мелкие подробности частностей.

    . ни один из них не оставлял цельного впечатления и в качестве рассказчика стоял далеко ниже автора написанных им страниц.

    Оно всегда было просто и поразительно. Оно было хронологично. Рассказы Толстого. текли спокойною рекою, постепенно расширяясь и отражая в своих прозрачных струях и высокое небо, и глубокое дно.

    В каждом литературном произведении надо отличать три элемента. Самый главный — это содержание, затем любовь автора к своему предмету и, наконец, техника
    Задание 2

    Сделайте выписки из фрагментов статьи В. Лакшина «Черты великого эпоса («Война и мир»)». Старайтесь выписать то , что расширяет, углубляет ваши представления о Толстом и его романе «Война и мир» по упр. 325
    Задание 3

    Составьте конспект текста одного из параграфов учебника по литературе , в котором анализируется роман Толстого «Война и мир». При составлении конспекта воспользуйтесь инструкцией из упр.326

    Практическое занятие № 8

    Тема: Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.

    Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

    1. Назовите виды переработки текста.
    2. Дайте характеристику плана, тезисов, конспекта, реферата, аннотации, рецензии.
    3. Как вы считаете, какой из видов переработки текста наиболее легкий/трудный? Поясните.

    Краткое изложение теоретических вопросов

    Все тексты делятся на три смысловых типа: описа­ние, повествование, рассуждение.

    Источник:
    Главное управление образования и науки Алтайского края
    {desc}
    http://reftop.ru/glavnoe-upravlenie-obrazovaniya-i-nauki-altajskogo-kraya.html?page=6

    Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (дсхт)» Методические рекомендации по проведению практических занятий по дисциплине оудб

    «Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (дсхт)» Методические рекомендации по проведению практических занятий по дисциплине оудб. 01. Русский язык и литература» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности

    Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

    1. Расскажите об основных видах сокращений текста.
    2. Чем отличаются тезисы от конспекта? Каковы основные их особенности?
    3. Что такое тезисы и выписки? Когда возникает необходимость в выписках? Как нужно оформлять выписки?
    4. Что такое аннотация и зачем она нужна?
    5. Что такое рецензия и зачем она нужна?

    Задания для практического занятия
    Задание 1

    Прочитайте материал учебника (стр. 173, 175,179) и выпишите определение понятий тезисы, выписки, план, конспект.

    — Прочитайте текст упр. 324. Познакомьтесь с образцомсоставления плана и тезисов по упр. 324:

    1. «Роскошная» речь Толстого.
    2. «Игровая» речь Писемского.

    3. «Живописная» речь Гончарова.

    4. Речь Салтыкова, Достоевского, Лескова.

    5. Слово Толстого.

    6. Мысли Толстого.

    Мне трудно припомнить все наши разговоры и все узоры той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, которыми было полно все, что говорил Толстой.

    Он не говорил, а играл, изображая людей в лицах, — жестом и голосом.

    И опять иное впечатление производила речь Гончарова, напоминавшая картины Рубенса, написанные опытною в своей работе рукою, сочными красками, с одинаковою тщательностью изображающую и широкие очертания целого и мелкие подробности частностей.

    . ни один из них не оставлял цельного впечатления и в качестве рассказчика стоял далеко ниже автора написанных им страниц.
    Оно всегда было просто и поразительно. Оно было хронологично. Рассказы Толстого. текли спокойною рекою, постепенно расширяясь и отражая в своих прозрачных струях и высокое небо, и глубокое дно.

    В каждом литературном произведении надо отличать три элемента. Самый главный — это содержание, затем любовь автора к своему предмету и, наконец, техника

    Сделайте выписки из фрагментов статьи В. Лакшина «Черты великого эпоса («Война и мир»)». Старайтесь выписать то , что расширяет, углубляет ваши представления о Толстом и его романе «Война и мир» по упр. 325
    Задание 3
    Составьте конспект текста одного из параграфов учебника по литературе , в котором анализируется роман Толстого «Война и мир». При составлении конспекта воспользуйтесь инструкцией из упр.326

    Форма контроля выполнения практической работы

    Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ.
    Список рекомендуемой литературы и нормативных актов

    1. Власенков А.И «Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи: Учебник для 10-11 кл» общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова -9-е изд. – М: «Просвящение», 2013.

    2. Обернихина Г.А. «Литература»: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений/ — М: Издательский центр «Академия», 2010г

    2.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для
    студ.средн. проф.учебн.заведений/Е.С.Антонова, Т.М.Воителева.- 5-е изд.,
    стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2012.

    Практическое занятие № 5
    Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка, сопоставление устной и письменной речи. Наблюдение над выразительными средствами фонетики.

    Учебная цель: совершенствование умения сопоставлять устную и письменную речь с целью выявления закономерностей функционирования фонетической системы русского языка.

    1. Научиться владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности;

    2. пользоваться орфоэпическими словарями.

    Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения

    -пользоваться орфоэпическими словарями, словарями русского языка.

    -особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения, логическое ударение, орфоэпические нормы.

    Задачи практической работы

    1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

    2.Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

    3. Выполнить предложенные задания.

    4. Записать выполненные задания в тетради для практических работ.

    Обеспеченность занятия (средства обучения)

    1. Учебник по русскому языку.

    3. Тетради для практических работ.

    Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

    1. Что изучает фонетика? Что такое фонема?
    2. Вспомните, что вам известно об орфоэпии. Что изучает орфоэпия? С какими разделами языка она связана?
    3. Чем вызвана неустойчивость норм ударения в существительных, кратких прилагательных, глаголах и причастиях?
    4. Какими основными законами определяются произносительные нормы русского языка?
    5. Почему наблюдается смешение ударных [o] и [э], обозначаемых на письме соответственно буквами? ё и е?
    6. Какая тенденция наблюдается в произношении твердых согласных перед мягкими?
    7. Какое произношение сочетаний -чн- и -шн- устаревает?
    8. Каковы основные особенности произношения иноязычных слов?

    Краткое изложение теоретических вопросов:

    Фонетические единицы (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.

    Фонетическая сторона русского языка характеризуется системой согласных, гласных, фонетическими законами изменения (оглушением, озвончением, редукцией), ударением, интонацией.

    36 согласных организованы в пары по твердости-мягкости и глухости-звонкости, 6 гласных звуков. Различное звучание объясняется положением языка и губ, сочетанием пропорций голоса и шума. Качество звука зависит от места и способа образования. Всю эту работу, важную для произношения, важную для того, чтобы нас правильно поняли, мы выполняем бессознательно, когда говорим на родном языке.

    Но, как только мы начинаем изучать иностранный язык, мы сталкиваемся с неожиданностями, которые, как ни странно, помогают нам глубже постичь особенности языка родного. Например, качество звучания согласного Л – разное в европейских языках. Количество гласных: в русском – 6, во французском – 15, некоторые с носовым признаком.

    Русский язык более передний по сравнению с английским языком. Когда мы говорим по-русски, язык как бы продвигается вперед, касаясь зубов, альвеол. Звук образуется в передней части артикуляционного аппарата. Тот, кто изучает английский язык, знает, как важно научиться «уводить звук назад». Явление оглушения конечных согласных (газ – [гас]) мешает нам при изучении английского или французского языка, где подобные фонетические изменения не наблюдаются.

    Редуцирование гласных (т.е. их качественное изменение в безударной позиции) тоже составляет особенность русского языка. Мы ее ощущаем при изучении европейских языков (ср. произношение в испанском языке слов muchachaиmuchacho).

    Немало сложностей вызывает ударение даже у носителей языка, которое в русском языке носит подвижный характер. Ударение влияет и на семантику речи (время по?шло?). Незнание же правильного ударения приводит к ошибкам, которые свидетельствуют о недостаточной речевой культуре.

    Нельзя забывать и о характере интонации в русском языке, которая выполняет смыслоразличительную функцию, так как в русском языке, особенно в устной речи, порядок слов с точки зрения организации предложений носит необязательный характер. (Произнесите слово «хорош», выражая при этом разные эмоции, и вы все поймете.)

    К фонетическим особенностям русского языка относятся следующие. По природе русский язык консонантный (преобладание согласных), преимущественно переднеязычный, отличается активной артикуляцией, подвижным ударением и богатой интонацией, передающей все нюансы смысла, эмоций и состояния человека.

    Задания для практического занятия
    Задание 1

    Выполните задания теста.
    Вариант 1.

    1.В каком слове все согласные мягкие?

    Г) извержение
    2. В каком слове звуков больше, чем букв?

    Источник:
    Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (дсхт)» Методические рекомендации по проведению практических занятий по дисциплине оудб
    Тип: Методические рекомендации; Size: 1.92 Mb.; Методические рекомендации по проведению практических занятий рассмотрены и рекомендованы методическим советом гбпоу ро «мтатиУ(дсхт)»
    http://rykovodstvo.ru/exspl/59720/index.html?page=4

    Мне трудно припомнить все наши разговоры

    Текст(от лат. textus — ткань; связь, соединение) —это слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, об­разующие высказывание, речевое произведение.

    Основные признаки текста:тематическое и компози­ционное единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная закон­ченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, докладом, книгой.

    Заключенная в тексте информация представляет со­бой содержание, выраженное в словесной форме. Содер­жание соотносится с темой. Тема — это то, о чем по­вествуется, что описывается в тексте, о чем ведется рас­суждение. Название текста может быть прямо связано с темой («Война и мир», «Отцы и дети»), а может и не указывать на тему («Евгений Онегин»), Во многих произведениях (иногда и малых по объему) может быть несколько тем.

    Предложения в тексте связаны по смыслу и грамма­тически. Причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями.

    Смысловые отношения между предложениями раз­личны: а) содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; б) содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснять один из его членов, а содержание третье­го — смысл второго и т. д. Таким образом, любой текст представляет собой соединение предложений по опреде­ленным правилам.

    Различают цепную и параллельную связь предложе­ний. При параллельной связипредложения не сцепля­ются одно с другим, а сопоставляются, при этом благо­даря параллелизму конструкций возможны сопоставле­ния или противопоставления. Особенности этого вида связи — одинаковый порядок слов в предложениях,

    соотнесенность форм сказуемых, преобладание форм несовершенного вида глаголов. Единство временного плана обеспечивается повтором первого слова предложе­ния в определенном отрезке текста. (Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой кни­ги. (А. Пушкин.) Здесь риторический вопрос служит средством параллельной связи между предложениями. Параллельные связи очень часто используются в поэзии.

    В цепной связиглавное — повтор ключевого слова, несущего основную информацию, замена его синони­мом, синонимическим оборотом, местоимением; повтор того или иного члена предложения; передача последова­тельности действий (ситуаций) посредством употребле­ния глаголов в форме совершенного вида.

    Параллельная связь может усиливаться вводными словами: во-первых, во-вторых, наконец. В этих же це­лях часто используются наречия места (справа, слева, впереди, там) и времени (сначала, потом), дееприча­стные обороты, придаточные предложения.

    Параллельная связь между частями текста может со­четаться с элементами цепной связи, которые в таких случаях не являются основными. И наоборот, при цеп­ной связи иногда используются элементы связи парал­лельной, которые в этом случае тоже носят частный ха­рактер.

    Вы уже знаете, что выделяются три типа речи: повествование, описание, рассуждение. Повествова­ние— это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. На первый план здесь выдвигается порядок протекания действия, развитие сюжета. В описаниив центре внимания словесное изоб­ражение какого-либо предмета, явления действитель­ности, перечисление его признаков. Особенность рас­суждения в том, что в нем объясняется какое-то поло­жение, доказывается какой-то тезис, вывод, мысль.

    Однако в чистом виде названные типы речи исполь­зуются редко. Обычно один из типов в тексте является преобладающим и по мере необходимости используются другие типы речи: рассуждение сочетается с описанием,

    описание — с повествованием и наоборот. Главным, оп­ределяющим являются целевая установка, замысел ав­тора и особенности адресата — того, для кого текст предназначается, к кому обращена речь.

    128*. Прочитайте в учебнике по истории (или другому предме­ту) параграф, изучаемый вами в настоящее время, и понаблю­дайте над связью предложений в тексте. Определите тип связи между предложениями. В чем эта связь выражается? Назовите языковые средства связи. Найдите ключевые слова, выделите микротемы.

    129. Проанализируйте виды и средства связи между частями текста в отрывке из романа Л. Толстого «Война и мир».

    К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попа­дали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали это­го; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.

    Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, пос­ле каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.

    Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, раз­горающегося огня.

    Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интере­совался знать о том, что там делалось: он весь был погло­щен в созерцание этого, все более и более разгорающего­ся огня, который точно так же (он чувствовал) разгорает­ся и в его душе.

    В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди ба­тареи в кустах и по речке Каменке, отступили, С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой-то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергать­ся выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее бата­реи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.

    Через несколько минут толпы раненых и носилок про­шли оттуда. На батарею все чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хло­потливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами пере­ходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись 2 , еще старательнее командо­вал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.

    Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер.

    1. В первом абзаце найдите все глаголы-сказуемые. В какой форме они употреблены, что общего в их форме и ка­кую это играет роль для связи между предложениями в тексте? Как называется такой способ связи?

    2. Сохраняется ли этот способ связи предложений в следующем абзаце? Подтвердите свой вывод.

    3. Какие еще средства связи между предложениями и абзацами используются в этом тексте? Прочитайте внимательно текст и подумайте.

    4*. Проследите, как в тексте подчеркивается единство темы: ход времени и нарастание события. Найдите и выпишите слова-связки.

    Части текста имеют свои правила построения. По определенным правилам строится и абзац. Сло­во абзац имеет два значения: 1) отступ в начале стро­ки, красная строка; 2) часть текста между двумя таки­ми отступами. Абзац во втором значении представляет для нас главный интерес.

    Наименьшая составная часть общей темы называет­ся микротемой, а часть текста, в которой раскры­вается микротема, называется микротекстом.

    Абзац служит для выделения микротемы, для пере­хода от одной микротемы к другой. Предложения в аб­заце тесно связаны между собой логически и граммати­чески. Каждый новый абзац отражает тот или иной этап

    в развитии действия, ту или иную характерную особен­ность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, в доказательстве. Бы­вают абзацы, состоящие из одного предложения.

    Первые предложения всех абзацев текста составляют наиболее важное его содержание. Эту часть абзаца на­зывают абзацным зачином,который выделяется инто­нацией. Последующие предложения — комментиру­ющая часть:она раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении. Абзацные за­чины текста должны быть логически однородными, вза­имно связанными и в совокупности своей составлять единое целое. Если в зачинах такого единства не полу­чается, значит, абзацы построены неправильно или же неправильно определены их границы.

    С абзаца нередко пишется прямая речь, а также текст, следующий за ней.

    130.Проанализируйте строение нескольких абзацев из главы ро­мана И. Тургенева «Отцы и дети». Найдите абзацный зачин и комментирующую часть в каждом из приведенных ниже абзацев.

    Ночь была нехороша для Базарова. Жесткий жар его мучил. К утру ему полегчало. Он попросил, чтоб Арина Власьевна его причесала, поцеловал у ней руку и выпил глотка два чаю. Василий Иванович оживился немного.

    Перемена к лучшему продолжалась недолго. Приступы болезни возобновились. Василий Иванович сидел подле Базарова. Казалось, какая-то особенная мука терзала ста­рика. Он несколько раз собирался говорить — и не мог.

    В чем выражается логическая связь между абзацными зачинами данного текста?

    131. Составьте небольшой текст из трех-четырех абзацев на ин­тересующую вас тему, соблюдая правила построения абзаца. Устанавливайте логическую и грамматическую связь между предложениями и абзацами. Текст озаглавьте.

    Сокращение текста. План. Тезисы

    Существует несколько видов преобразования, сокращения текста: составление плана, тезисов, конс­пекта, реферата, аннотации.

    Сокращать текст можно разными способами: 1) ис­ключить отдельные его части (соответствующие опреде­ленным пунктам плана); 2) сократить изложение каж­дой части; 3) заменить развернутые предложения более простыми.

    При сокращении текста придерживайтесь следующе­го порядка: 1) внимательно прочитайте текст, вдумай­тесь в его содержание, определите его тему, найдите ключевые слова, выражающие главное и облегчающие деление текста на части; 2) составьте подробный план и наметьте части (пункты), которые молено сократить; 3) в каждой части выделите главное, то, что необходи­мо оставить; 4) сделайте более короткими предложения. Важно, чтобы в сокращенном тексте были сохранены ключевые слова.

    Работу с текстом начинают с объяснения непонят­ных слов и выражений. Не понимая их, можно упус­тить самое главное.

    План— наиболее простой, но при работе с книгой наиболее важный вид сокращения текста, преобразова­ния содержащейся в нем информации. Это логическая схема текста, выраженная в кратких формулировках, чаще всего в виде назывных или вопросительных пред­ложений.

    Планы бывают простые, состоящие из нескольких пунктов, и сложные, в которых некоторые или все пункты имеют подпункты.

    Составление плана готового текста требует умения логически обоснованно делить текст на части и озаглав­ливать их. Умение делить текст на части, видеть его структуру — это важное общеучебное умение, облег­чающее работу с текстом по любому предмету. Не ме­нее важно для успешной работы с любой книгой и уме­ние озаглавливать. Озаглавить — это значит уви­деть и выделить главное, это значит обобщить все то, что есть в данной части текста, и выразить обобще­ние в слове. А умение обобщать и выделять главное при работе с текстом, с книгой позволяет быстро и точно воспринимать, воспроизводить и исполь­зовать полученную информацию.

    Тезисы — это кратко сформулированные основные положения статьи, книги, доклада; это выводы, обобще­ния, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке.

    Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться находить главное в нем, в каждой его части. Этому вы уже учились при составлении плана. Поэтому составление тезисов какого-либо текста целесо­образно начинать с составления плана. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.

    Тезисы — один из наиболее сложных видов сокра­щения текста. Правильно составленные тезисы облегча­ют работу над докладом, рефератом.

    132. Составьте сложный план отрывка из воспоминаний А. Ко­ни о Л. Толстом. Разделите страницу тетради на две части:

    в левой, значительно меньшей, записывайте пункты плана, в правой — тезисы.

    положения или афоризма и, отправляясь от него, как от истока, текли спокойною рекою, постепенно расширяясь и отражая в своих прозрачных струях и высокое небо, и глу­бокое дно.

    Сравните свой план и тезисы с другим возможным (дан ниже) их вариантом. Какие преимущества вы находите в своем варианте выполненной работы, а какие — в варианте, предложенном ниже?

    Из воспоминаний А. Кони о Л. Толстом План I. Вступление. П. Воспоминания Кони об устной речи писателей:

    1) Писемского; 4) Салтыкова;

    2) Тургенева; 5) Достоевского;

    3) Гончарова; 6) Лескова.

    III. Воспоминания автора об устной речи Толстого:

    1) Простота, хронологичность, прямая дорога к развяз­ке в его рассказе.

    2) Как начинались его рассказы.

    3) Использование многих из высказанных мыслей в последующих произведениях.

    4) Толстой о трех элементах литературного произведе­ния.

    5) Оценка творчества писателей с точки зрения назван­ных Толстым трех элементов:

    6) Достоевского;
    в) Некрасова.

    Тезисы, соответствующие пункту II (и подпунктам) плана

    П. 1) Речь Писемского. Он не говорил, а играл, изоб­ражая людей в лицах, жестами, голосом. Его рассказ был декорацией, выполненной яркими красками.

    2) Речь Тургенева. Мягкий голос с высокими нотами. Сравнение его речи с искусно распланированным садом, в котором поляны английского парка перемежались с французскими аллеями.

    3) Речь Гончарова. Напоминает картины Рубенса, напи­санные сочными красками, тщательно изображающие и очертания целого, и мелкие подробности.

    4) Речь Салтыкова. Отрывистая, бранчливая. Нет цель­ного впечатления. Как рассказчик стоит ниже своих про­изведений.

    5) Речь Достоевского. Сдержанная, страстная. Нет
    цельного впечатления. Как рассказчик стоит ниже своих
    произведений.

    б) Речь Лескова. Изысканность, поддельная простота.
    Нет цельного впечатления. Как рассказчик стоит ниже
    своих произведений.

    1. Какой языковой прием использует А. Кони при описании устной речи писателей?

    2. Какой оборот речи в тексте выглядит, с вашей точки зрения, грубоватым? Каким другим оборотом его можно было бы заме­нить?

    3. Выделите следующие слова и обороты: а) характерные для до­верительной беседы, но неприемлемые в публичном выступле­нии; б) говорящие о меткости и психологической углубленности оценочных суждений автора текста.

    4*. Опишите часто слышимую вами речь: а) своего друга;

    б) кого-то из товарищей, кто говорит очень хорошо — убедитель­но, просто, при необходимости эффектно; в) кого-то из товари­щей или знакомых, кто говорит своеобразно, не так, как дру­гие; г) свою собственную. Выполните один из вариантов.

    133. Составьте сложный план текста учебника о жизни и твор­честве одного из русских писателей (по заданию учителя).

    134*. Составьте тезисы фрагмента критической статьи о произ­ведении писателя, творчество которого вы изучаете в настоящее время (по заданию учителя).

    185.212.148.159 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Источник:
    Мне трудно припомнить все наши разговоры
    Текст (от лат. textus — ткань; связь, соединение) —это слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, об­разующие высказывание, речевое произведение.
    http://studopedia.ru/6_26190_tekst-vidi-ego-preobrazovaniya.html

    Мне трудно припомнить все наши разговоры

    Выступление учащегося (Какие виды сокращений текста существуют? Что такое тезисы? В каких случаях мы делаем выписки?).

    III. Контроль знаний. Отработка умений и навыков

    — Прочитайте материал учебника (стр. 176, 179) и выпишите определение понятий тезисы, выписки, план.

    — Составьте план и тезисы по упр. 317.

    Образец выполнения упр. 317:

    — Перескажите содержание текста, пользуясь сначала тезисами, а потом планом.

    IV. Подведение итогов урока

    — Назовите основные виды сокращения текста.

    — Что такое тезисы и выписки? Когда возникает необходимость в выписках? Как нужно оформлять выписки?

    Домашнее задание

    Сделать выписки из статьи В. Лакшина, стараться выписывать то, что расширяет, углубляет ваши представления о Толстом и его романе «Война и мир».

    Урок 60

    Конспект. Тематический конспект. Реферат

    Цель урока:

    Познакомить учащихся с видом сокращения текста — конспектом, его разновидностью — тематическим конспектом.

    Ход урока

    I. Проверка домашнего задания

    1. Из статьи В. Лакшина (упр. 318) зачитать выписки, которые расширяют и углубляют ваши представления о Толстом и его романе «Война и мир». Выполнить синтаксический разбор предложения (на доске, по выбору учащегося).

    Словарный диктант.

    Подавать апелляцию, суверенная территория, выполнить миссию, написать реферат, выступить в оппозиции, баллотироваться в президенты, работать над конспектом, поставить пьесу, составить план, сделать выписки, прочитать тезисы, вступить в дискуссию, получить эффект. (30 слов.)

    — Объясните лексическое значение слов оппозиция (противодействие, сопротивление), апелляция (1. Обжалование решения суда в более высокую инстанцию с целью пересмотра дела. 2. Обращение с просьбой, с призывом о чем-нибудь.)

    — Назовите из диктанта слова, которые называют виды переработки и сокращения текста (Реферат, конспект, план, выписки, тезисы.)

    — Какие разновидности переработки текста не названы? (Аннотация.)

    II. Повторение и углубление изученного материала

    1. Слово учителя:

    Конспект — это последовательная фиксация информации, отобранной или обдуманной в процессе чтения. Конспекты бывают четырех типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).

    2. Работа по учебнику (стр. 183—185).

    III. Контроль знаний. Отработка умений и навыков

    Упр. 317, 318. Составить тематический конспект о творчестве Л. Н. Толстого.

    Домашнее задание

    Закончить работу над конспектом (упр. 317, 318).

    Урок 61

    Реферат

    Цель урока:

    Познакомить учащихся с правилами составления реферата.

    Ход урока

    I. Проверка домашнего задания

    Сдать конспекты на проверку.

    II. Новая тема

    1. Работа с учебником (стр. 185).

    — Используя полученные сведения, письменно ответьте на вопрос: Что такое реферат?

    2. Знакомство с основными требованиями к реферату.

    Реферат (от лат. refero — сообщаю) — краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.

    Это самостоятельная научно-исследовательская работа ученика, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и ученик.

    Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.

    Этапы работы над рефератом

    • Формулирование темы (причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию).

    • Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется не менее 8—10 различных источников).

    • Обработка и систематизация информации.

    • Разработка плана реферата.

    • Публичное выступление с результатами исследования.

    Примерная структура реферата

    1. Титульный лист.

    2. Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

    3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы).

    4. Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы).

    5. Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).

    6. Список литературы.

    Требования к оформлению реферата

    Объем реферата может колебаться в пределах 5—15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем.

    Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.

    Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.

    Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.

    Критерии оценки реферата

    • Актуальность темы исследования.

    • Соответствие содержания теме.

    • Глубина проработки материала.

    • Правильность и полнота использования источников.

    • Соответствие оформления реферата стандартам.

    По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.

    На следующей странице представлен образец титульного листа реферата.

    Образец оглавления

    Глава I. «Петр Великий русской литературы» (В. Г. Белинский) …………………………с. 5

    Глава II. Образ Петра I в поэзии М. Ю. Лермонтова ………………………………………..с. 10

    Правила оформления библиографии

    1. Если источник имеет автора, то сначала пишется его фамилия, затем инициалы, название источника, например:

    Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда. — Харьков, 1996.

    2. Если авторов два или три, то указываются в той же последовательности, как и в источнике, все фамилии авторов с инициалами, например:

    Кан-Калик В. А., Никандров В. Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.

    3. Если авторов более трех, указывается только фамилия первого автора с добавлением слов «и др.», например:

    Маркова А. К и др. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. — Петрозаводск, 1992.

    4. Если название источника содержит дополнительные сведения основного названия ставится двоеточие, а затем даются дополнительные сведения с прописной буквы, например:

    Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. — М., 1996.

    5. В случае выхода источника (под редакцией) после наименования источника ставится одна косая линия (/) и с прописной буквы пишется: / Под общ. ред. или / Под ред. Затем приводятся инициалы и фамилия редактора в родительном падеже. Если же указывается редактор или составитель, то после наименования источника также ставится одна косая линия (/) и с прописной буквы пишется: / Ред: или / Сост. Затем ставятся инициалы и фамилия редактора или составителя в именительном падеже, например:

    Социально-педагогические проблемы профессионального становления молодых учителей / Сост. С. Г. Вершловский. — Л., 1989.

    Психологические диагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов / Под ред. А. А. Бодалева. — Л., 1976.

    Реклама за рубежом / Ред. Б. Г. Карпова; Сост. И. С. Сидельников. — М., 1977.

    6. В случае если ссылка дается на какую-либо статью (рассказ), изданную среди других произведений этого же автора и объединенных в одной книге, то после фамилии с инициалами дается название статьи (рассказа), затем ставятся две косые линии (//) и приводятся все библиографические данные источника, например:

    Розанов В. В. Декаденты // Розанов В. В. Мысли о литературе. — М., 1989. — С. 211-215.

    Каменский Я. А. Великая дидактика // Каменский Я. А. Соч.: В 2 т. — М., 1982. — Т. 1. — С. 242-446.

    Плеханов Е. В. К вопросу о роли личности в истории // Избр. филос. произв. — М., 1956. — Т. 2.

    7. При описании многотомных изданий после фамилии и инициалов автора пишется: Собр. соч. или Соч., ставится двоеточие и указывается количество томов: В 3 т., В 10 т. (но не 3-х, 10-и и т. п.), например:

    Коменский Я. А. Соч.: В 2 т. М., 1982. — Т. 1. — С. 201-242.

    Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч.: В 3 т. — М., 1980.

    8. Место издания — обязательный библиографический элемент — приводится в именительном падеже. Принятые сокращения: Москва — М.; Ленинград — Л.; Санкт-Петербург — СПб.; Петербург. — Пб.; Нижний Новгород — Н. Новгород; Ростов-на-Дону — Ростов н/Д; Лондон — L; Нью-Йорк — N.Y.; Париж — Р.

    9. Если книга ее описании два места издания, указываются оба и отделяются друг от друга точкой с запятой:

    Гегель. Соч.: В 3 т. — М.; Л., 1934. — Т. 1. — С. 174-191.

    10. Год издания указывается полностью без буквы «г». При отсутствии года издания пишутся прописные буквы «Б.Г.» (без года) или «S.А.» (Sine anno) для иностранных языков.

    10. При ссылке на тома, части, разделы, главы (в зависимости от построения источника и страницы соблюдаются следующие правила:

    а) все сведения даются арабскими цифрами;

    б) так как эти данные являются дополнительной информацией, они отделяются друг от друга тире и пишутся в сокращении:

    Раздел 3 — Разд. 3.

    Выпуск 5 — Вып. 5.

    Страница 10 — С. 10.

    Страницы 200-210 — С. 200-210,

    Есенин С. А. Собр. соч.: В 5 т. — М., 1970. — Т. 2. — Гл. 7. — С. 51-71.

    11. Библиографическое описание источников, взятых из газет и журналов, делается так: дается фамилия и инициалы автора, название статьи, две косые линии (//), приводится название журнала или газеты, далее идут точка, тире, год, точка, тире, номер журнала (если источник взят из газеты, вместо номера указывается дата вы пуска), точка, например:

    Букатов В. М. Учителю о режиссуре настойчивого поведения // Педагогика. — 1996. — № 3.

    Щербина Т. Энциклопедия литературных героев // Литературная газета. — 1977. — 19 июня.

    III Самостоятельная работа

    Оформить библиографические сведения учебников русского языка, литературы, географии и т. д.

    Домашнее задание

    Выбрать одну из тем к итоговому зачету по русскому языку; а) написать реферат (для сильных учащихся); б) составить библиографию к реферату.

    Примерный список тем:

    • М. В. Ломоносов — филолог и поэт.

    • Древние риторы (Протагор, Горгий, Исократ, Сократ, Платон).

    • Особенности стиля писателя.

    • Зарождение и формирование научного стиля в России.

    • В. И. Даль — лексикограф.

    • Язык и история народа.

    • Наука о русском языке. Выдающиеся ученые-русисты.

    • Роль А. С. Пушкина в преобразовании русского литературного языка.

    Урок 62

    Аннотация

    Цели урока:

    Знакомство с особенностями вида сокращения текста — аннотацией; развитие умения составлять аннотации; совершенствование навыков правописания.

    Ход урока

    I. Работа по теме урока

    Словарный диктант.

    Аккомпанемент, аккордеон, хоккей, оккупант, аккуратный, можжевельник, жжёный, жужжание, либретто, оперетта, коттедж, эффект, юннат, дрожжи, перрон, территория, Голландия, Филиппины, Ницца, Апеннины, авторалли, баллада, дискуссия, иллюстрация, каравелла, коммерсант, баррикада, иллюзион, каллиграфия, барокко, стеллаж, аллегория, аннотация, Россия.

    — Какая орфограмма объединяет слова в данном диктанте? (Двойная согласная.)

    — Лексическое значение каких слов вы не знаете?

    Либретто — 1. Словесный текст театрализованного музыкально вокального произведения; 2. Краткое изложение пьесы, оперы, балета; 3. План сценария.

    Барокко — вычурный и пышный архитектурный и скульптурный стиль XVI-XVIII веков.

    — Что означает слово аннотация? (О происхождении этого слова учащиеся узнают из учебника, стр. 186.)

    2. Анализ текста. (Текст записан на доске без знаков препинания.)

    Это был роман псевдонима, объявившегося где-то в Южной Америке, человека пессимистичного, но с такою страстью презрения писавшего о несчастьях, что они увлекали и манили к быту тяжёлому, рискованному, заквашенному на мучительной помеси из приключений и борьбы (К. Федин.)

    — Расставьте знаки препинания в данном тексте.

    — Какова тема высказывания?

    — Можно ли назвать высказывание аннотацией?

    Строение аннотации

    1. Библиографическое описание.

    Античные легенды и сказания. / Пер. с чеш. — М.: Республика, 1992. — 479 с.

    2. Текст аннотации.

    В книге известного специалиста по античной литературе собраны самые знаменитые древнегреческие мифы, веками восхищавшие людей. Именно они лежат в основе западноевропейской культуры и до сих пор вдохновляют писателей, поэтов и художников. Знакомство с ними доставит вам немало приятных минут.

    Рассчитана на широкий круг читателей.

    Основные требования к аннотации

    • Композиция должна быть внутренне логичной и может отличаться от композиции исходного текста.

    • Отбор сведений, формулировка и их расположение зависят от характера аннотации.

    • Язык должен отличаться лаконичностью, простотой и ясностью.

    • Аннотация не должна содержать отрицательной оценки аннотируемого произведения.

    Источник:
    Мне трудно припомнить все наши разговоры
    Выступление учащегося (Какие виды сокращений текста существуют? Что такое тезисы? В каких случаях мы делаем выписки?). III. Контроль знаний. Отработка умений и навыков — Прочитайте материал
    http://stydopedia.ru/3x5c71.html

    Мне трудно припомнить все наши разговоры

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Шилаевой Ирины Викторовны

    Мой сайт посетили:

    Сокращение текста. План. Тезисы

    Существует несколько видов преобразования, сокращения текста: составление плана, тезисов, конспекта, реферата, аннотации.
    Сокращать текст можно разными способами: 1) исключить отдельные его части (соответствующие определенным пунктам плана); 2) сократить изложение каждой части; 3) заменить развернутые предложения более простыми.

    При сокращении текста придерживайтесь следующего порядка: 1) внимательно прочитайте текст, вдумайтесь в его содержание, определите его тему, найдите ключевые слова, выражающие главное и облегчающие деление текста на части; 2) составьте подробный план и наметьте части (пункты), которые можно сократить; 3) в каждой части выделите главное, то, что необходимо оставить; 4) сделайте более короткими предложения. Важно, чтобы в сокращенном тексте были сохранены ключевые слова.

    Работу с текстом начинают с объяснения непонятных слов и выражений. Не понимая их, можно упустить самое главное.

    План— наиболее простой, но при работе с книгой наиболее важный вид сокращения текста, преобразования содержащейся в нем информации. Это логическая схема текста, выраженная в кратких формулировках, чаще всего в виде назывных или вопросительных предложений.

    Планы бывают простые, состоящие из нескольких пунктов, и сложные, в которых некоторые или все пункты имеют подпункты.

    Составление плана готового текста требует умения логически обоснованно делить текст на части и озаглавливать их. Умение делить текст на части, видеть его структуру — это важное общеучебное умение, облегчающее работу с текстом по любому предмету. Не менее важно для успешной работы с любой книгой и умение озаглавливать. Озаглавить — это значит увидеть и выделить главное, это значит обобщить все то, что есть в данной части текста, и выразить обобщение в слове. А умение обобщать и выделять главное при работе с текстом, с книгой позволяет быстро и точно воспринимать, воспроизводить и использовать полученную информацию.

    Тезисы — это кратко сформулированные основные положения статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке.

    Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться находить главное в нем, в каждой его части. Этому вы уже учились при составлении плана. Поэтому составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.
    Тезисы — один из наиболее сложных видов сокращения текста. Правильно составленные тезисы облегчают работу над докладом, рефератом.

    Источник:
    Мне трудно припомнить все наши разговоры
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Шилаевой Ирины Викторовны Мой сайт посетили:
    http://s1literator.ucoz.ru/publ/urok_russkogo_jazyka_v_10_klasse/sokrashhenie_teksta_plan_tezisy/10-1-0-68

    Ответьте на вопросы, пожалуйста! 1

    Ответьте на вопросы , пожалуйста!!
    1. О чём данный текст? (проблемы, вопросы, поднятые автором).
    2. Вывод автора, к которому он приводит читателей?
    Мне трудно припомнить все наши разговоры и все узоры той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, которыми было полно все, что говорил Толстой. Во время долгих послеобеденных прогулок он обращался часто к своим воспоминаниям, и тут мне приходилось сравнивать технику его речи с техникой других мастеров литературного слова, которых мне приходилось слышать в жизни. Я помню Писемского. Он не говорил, а играл, изображая людей в лицах, — жестом и голосом. Его рассказ не был тонким рисунком искусного мастера, а был декорациею, намалеванною твердою рукой и яркими красками. Совсем другою была речь Тургенева с его мягким и каким-то бабьим голосом, высокие ноты которого так мало шли к его крупной фигуре. Это был искусно распланированный сад, в котором широкие перспективы и сочные поляны английского парка перемежались с французскими замысловатыми стрижеными аллеями, в которых каждый поворот дороги и даже каждая тропинка являлись результатом целесообразно направленной мысли. И опять иное впечатление производила речь Гончарова, напоминавшая картины Рубенса, написанные опытною в своей работе рукою, сочными красками, с одинаковою тщательностью изображающею и широкие очертания целого, и мелкие подробности частностей. Я не стану говорить ни про отрывистую бранчливость Салтыкова, ни про сдержанную страстность Достоевского, ни про изысканную, поддельную простоту Лескова, потому что ни один из них не оставлял цельного впечатления и в качестве рассказчика стоял далеко ниже автора написанных им страниц. Совсем иным характером отличалось слово Толстого. За ним как бы чувствовалось биение сердца. Оно всегда было просто и поразительно просто по отношению к создаваемому им изображению, чуждо всяких эффектов в конструкции и в распределении отдельных частей рассказа. Оно было хронологично и в то же время сразу ставило слушателя на прямую и неуклонную дорогу к развязке рассказа, в которой обыкновенно заключались его цель и его внутренний смысл. Рассказы Толстого почти всегда начинались с какого-нибудь общего положения или афоризма и, отправляясь от него, как от истока, текли спокойною рекою, постепенно расширяясь и отражая в своих прозрачных струях и высокое небо, и глубокое дно.
    Вспоминая общее впечатление от того, что говорил в 1887 году Лев Николаевич, я могу восстановить в памяти некоторые его мысли по тем заметкам, которые сохранились2в моем дневнике и подтверждаются во многом последующими его письмами. Многое из этого, в переработанном виде, вошло, конечно, в его позднейшие произведения, но мне хочется привести кое-что из этого в том именно виде, в котором оно первоначально выливалось из уст Льва Николаевича. «В каждом литературном произведении, — говорил он, — надо отличать три элемента. Самый главный — это содержание, затем любовь автора к своему предмету и, наконец, техника. Только гармония содержания и любви дает полноту произведению, и тогда обыкновенно третий элемент — техника — достигает известного совершенства сам собою». У Тургенева, в сущности, немного содержания в произведениях, но большая любовь к своему предмету и великолепная техника. Наоборот, у Достоевского огромное содержание, но никакой техники, а у Некрасова есть содержание и техника, но нет элемента действительной любви.

    вопрос опубликован 16.01.2017 19:59:49

    Как по мне, прочитав этот текст вы на столько запутаете свой мозг, что ответ выйдет таким же бредовым, как и вам текст. На этом всё, я сдулась, курлык

    Если сомневаешься в правильности ответа или его просто нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие вопросы по предмету Русский язык либо задай свой вопрос и получи ответ в течении нескольких минут.

    Источник:
    Ответьте на вопросы, пожалуйста! 1
    Ответьте на вопросы , пожалуйста!! 1. О чём данный текст? (проблемы, вопросы, поднятые автором). 2. Вывод автора, к которому он приводит читателей? Мне трудно припомнить все наши разговоры и все
    http://obrazovalka.ru/matematika/question-475249.html