Ласковые слова и их значение

К тайнам нашего языка»

Тема: «Собственные имена (продолжение)»

Учитель. Прочитайте название нашего урока, записанное на доске.
– Как вы его понимаете? О чем пойдет разговор? Узнаете ли вы из него что-то новое?
Что вы уже знаете о собственных именах? Какие слова-названия к ним относятся? Как пишутся? Может быть, кто-то даже объяснит и само слово собственные?

Выслушиваются ответы детей.

– Начнем работать, а к концу урока вы решите, правильно ли вы предположили, что будет на уроке.

На доске помещена фотография с изображением Красной площади города Москвы.

У. Рассмотрите фотографию. Как вы считаете, какой это город? Почему вы так решили? Что вы знаете о Москве?

Дети. Это столица нашей Родины – России.

У. Прочитайте вопрос Антона на странице 24 учебника и решите, чего он от нас с вами ждет.

Д. Объяснения значения слова.

У. Кто попробует ответить Антону?

Выслушиваются ответы детей.

– Давайте проверим, правильно ли мы объяснили Антону значение слова столица. Откройте страницу 135 учебника. Найдите нужное слово – оно третье снизу. Хором прочитайте объяснение его значения.

– Найдите в объяснении значения слова столица слова, записанные с большой буквы.

Д. Москва, Россия.

У. Попробуйте догадаться: почему эти слова написаны с большой буквы? Не забывайте, что одно из них называет определенный город, а другое – определенную страну.

Дети предполагают, что это тоже собственные имена.

– Прочитаем сведения в рамке на странице 25 и проверим ваше предположение.
Что нового вы узнали об именах собственных? Какие еще слова к ним относятся? Какое правило письма нужно применять при записи этих слов?

III. Освоение правила написания собственных имен. Работа над каллиграфией. Списывание и письмо на слух

У. Найдите на странице 25 учебника (после первого красного квадратика) предложение. Прочитайте его хором и решите, какое задание спрятали авторы, выделив в слове Москва скобками две буквы (М, м).
Какую букву вы выберете – большую или маленькую?

– А слово столица – тоже имя собственное? Этим словом называют один определенный город или многие?

Д. Многие. Это не имя собственное.

У. А почему тогда оно напечатано с большой буквы?

Д. По правилу записи предложения.

У. Это предложение мы будем списывать. Чтобы запись получилась красивой, вспомним написание некоторых букв, которые вам понадобятся. Проговорите предложение и назовите слово, для которого нужна буква ц. Какой у нее трудный элемент? Пропишем букву.

Учитель показывает возможные ошибки написания, предупреждая их, и просит прописать букву один раз, оценить свою работу и написать еще раз, лучше. Потом разбирает на доске разные погрешности в написании буквы М, находит и исправляет их с детьми, после чего предлагает так же, два раза с промежуточной самооценкой, прописать букву.

– А теперь самостоятельно готовьтесь к списыванию и приступайте к работе.

Для напоминания последовательности действий вывешивается план в рисунках.

– Кто готов оцените красоту и аккуратность записи? Над самыми красивыми буквами поставьте знак «+»; над теми, которые не удались, поставьте «–». Неудачные буквы еще по одному разу запишите на оставшейся части строк. Постарайтесь теперь написать лучше.

Дети выполняют задание.

– Рассмотрите рисунок на странице 25 учебника. Кто догадался, к какому произведению он относится?

У. Знаете ли вы фамилию автора произведения?

У. Давайте запишем фамилию писателя и название произведения. Но сначала подготовимся. Проговорим хором нашу будущую запись.

Д. Михалков. «Дядя Степа».

У. Сколько в ней будет слов? Сколько раз вы напишете заглавную букву?

У. Почему? Покажите это в виде схемы.

– А помните, на прошлом уроке нам встречались слова дядя Сережа? Почему там слово дядя мы писали с маленькой буквы?

– После записи фамилии писателя перед названием произведения поставьте точку. Так принято делать.

Кавычки учитель не использовал, чтобы не усложнять для детей запись.

– Проговорите каждое слово и дугами покажите количество слогов в них.

Что будете делать дальше?

Д. Выделять ударные слоги и отмечать все «опасные» места.

Учащиеся выполняют эти операции: места больших букв подчеркивают, другие «опасности» отмечают точками.

У. Первое слово трудное, поэтому послушайте: я подскажу некоторые буквы, а вы впишите их в дуги на месте «опасностей».

Учитель произносит орфографически фамилию писателя. Дети вписывают подсказки: и, а, в.

– Проговорите все слова так, как будете писать. Диктуйте себе и пишите. Не забудьте отметить «опасные» места. Кто закончил, оцените знаками «+» и «–» лучшие и неудавшиеся буквы.

IV. Знакомство с полным, кратким и ласковым именами, добрым прозвищем. Составление и запись предложения

У. А теперь снова хитрое задание. Переверните страницу. Я прочитаю один за другим два отрывка, а вы помогайте: хором дочитывайте выделенные слова и наблюдайте за их написанием. Какой секрет заметите?

Учитель читает, а учащиеся хором дочитывают слова.

– Что вы заметили?

Д. Одинаковые слова, а написаны по-разному: одни с маленькой буквы, а другие с большой.

У. Вот и Антон это заметил. Но он не понял, почему это так. А вы можете догадаться, какой секрет здесь скрыт?

Дети говорят, что во втором отрывке выделенные слова называют мальчика, потому и написаны с большой буквы.

– Правильно, среди слов во втором отрывке есть имя мальчика, а есть ласковые прозвища, которыми его зовет мама. Эти прозвища, как и имя,– собственные имена, потому и написаны с большой буквы. А не надо ли исправить буквы в первом отрывке?

Д. Нет. Там нет собственных имен.

У. Какое имя мальчика названо в отрывке?

У. Это его ласковое имя. А как мальчика зовет, например, учительница?

У. Это краткое имя. А когда он станет взрослым, его будут звать полным именем. Каким?

У. Давайте письменно ответим на вопрос: как звали мальчика? Сначала запишем наш ответ схемой – словами-черточками. Назовем полное, краткое и ласковое имя.
Составляется схема предложения: Мальчика звали Петр, Петя, Петенька.
– Впишите слоговые дуги и отметьте «опасные» места.
Буквы в слове мальчик вы уже помните, в слове Петенька можете посмотреть в книге. Подготовьтесь и запишите предложение по памятке 2.

Вывешиваются рисунки 2 и 3.

– Какие имена мальчика мы с вами записали?

Д. Полное, краткое и ласковое.

У. А у вас есть такие имена? Давайте проверим. Назовите каждый свое полное имя.

Учитель помогает детям.

– Обращаясь друг к другу, вы называете краткие имена. Кто хочет назвать свои ласковые имена?

– Вот видите, оказывается, у каждого человека много имен. Можно называть его полным именем, можно – кратким, а иногда – ласковым, нежным. Все эти имена – имена собственные.
Но вернемся к началу урока.

Учитель вновь показывает фотографию Москвы.

– Вы узнали, что собственные имена – это и названия. чего?

Д. Городов, деревень, рек.

У. А название того места, где мы живем, – это собственное имя? Назовите его. Как следует записать это название?

Д. С большой буквы.

У. Запишем предложение «Я живу в Пензе». Сколько в нем будет слов? Покажите ответ, начертив схему. Я подскажу букву во втором слове (и), а последнее напишу, но оставлю вопрос. Ответьте на него и спишите слово.

У. Снова обратите внимание на тему нашего урока. Правильно ли вы в начале урока предположили, что узнаете что-то новое о собственных именах? Что вам открылось?
Что общего в написании всех собственных имен?
Имена человека возникли очень давно. Многие из них пришли в русский язык из других языков. Каждое имя что-то обозначает. На странице 27 в упражнении 34 приводится небольшой список имен с указанием их значения. Прочитайте их дома с родителями. Может быть, там вы найдете свои имена.

Тема. «Какие бывают слова? (Обобщение)»

На доске записан вопрос «Какие бывают слова?» и помещены таблицы со страниц 15 и 20 учебника. В таблицу со страницы 15 вписаны слова: названия, указатели, помощники, а в таблице со страницы 20 есть все необходимые заголовки и вопросы, а также строки для вписывания слов-примеров.

Учитель. Хором прочитайте вопрос, на который мы с вами несколько уроков назад начали искать ответ. Вспомните, какие группы слов мы выделили.

С опорой на таблицы под руководством учителя ребята перечисляют группы слов: сначала более общие, а затем те, которые входят в слова-названия. Учитель пока не просит приводить примеры – вспоминаются лишь сами названия групп.

– Давайте откроем страницу 20 учебника и проверим себя: сумеем ли мы правильно распределить слова по группам. Посмотрите – над рамкой две строчки слов. Работаем только с нижней строкой.

Учитель сознательно не обращает внимание детей на рисунок, чтобы не подсказывать, на кого указывает местоимение.

– Прочитайте первое слово.

У. Оно кого-нибудь или что-нибудь называет?

У. А что с его помощью мы можем в речи сделать?

У. К какой группе слов оно относится? Впишите слово в нужную рамку.

Учитель параллельно с детьми работает на доске.

– Читаем второе слово.

У. Догадайтесь, из какой оно группы слов. Немного подскажу: оно никогда не встречается одно, а только вместе со словом, которому.

У. Впишите его в свою рамку. Читайте следующее слово.

У. Как определить, к какой группе оно относится?

Д. Надо подумать, называет ли оно что-то. Если называет, то что? Узнать, на какой вопрос отвечает.

У. Поставьте ручку на ту строку, куда нужно вписать это слово. Проговорите его написание и также запишите. Подумайте и скажите, к какой группе относится слово играют. Проговорите его и впишите.
Хором прочитайте предпоследнее слово.

У. Из какой оно группы? Впишите его в нужную рамку. Прочитайте про себя последнее слово.

У. Поставьте пальчик на ту строку, где его место. Писать это слово не будем.
Для каких групп слов у нас не нашлось примеров? Давайте подберем их сами. Переверните страницу назад и посмотрите на рисунок. Назовите слова, которые подойдут для первой группы слов-названий. На какой вопрос должны отвечать эти слова?

У. Писать мы их тоже не будем, но проговорим так, как стали бы писать.

Проговариваются слова: мальчик, девочка, дети, ребята, котята.

У. Что названо этим словом? Куда мы его впишем? Какие котята? Предложите свои названия признаков.

Выбирается и под проговаривание вписывается слово пушистые. Предварительно уточняется и объясняется буква во втором слоге.

– Вот мы и вспомнили все группы слов. К этой таблице мы сегодня еще вернемся, когда найдем для нее новые примеры.

II. Упражнение в нахождении собственных имен и их правописании

У. Найдите страницу 28, прочитайте хором отрывок над рисунком и постарайтесь понять, от чьего имени ведется рассказ.

Д. От имени мальчика.

У. Что вы об этом мальчике узнали?

Д. Он вместе с мамой и, наверное, братом Вовкой приехал в гости к тете Оле, которая живет в Москве.

У. Вы, конечно, обратили внимание на то, как записан отрывок в учебнике. Зачем авторы в начале некоторых слов, в скобках, написали по две буквы?

Д. Чтобы мы подумали, какую выбрать.

У. Как будем рассуждать, выбирая нужную букву?

Д. Если это слово – имя собственное, выбираем большую букву, а если не собственное – маленькую.

У. А как вы узнаете, относится слово к именам собственным или нет?

Д. Подумаем, называет ли оно имя, фамилию, кличку, город.

У. Давайте выберем нужные буквы для этих слов. Прочитайте первое слово со скобками. С какой буквы мы его напишем? Почему?

Далее обсуждаются все слова, требующие выбора написания.

– Вам предстоит списать отрывок. Сколько в нем предложений?

У. Но оно очень большое, поэтому вы спишете только его часть. Карандашом поставьте точку после слов в гостях. Проверьте, получилась ли законченная мысль.

У. Подготовьтесь и спишите эту часть предложения.

Дети выполняют задание.

III. Продолжение систематизации изученного о группах слов и работа над правописанием собственных имен

У. Давайте подумаем над некоторыми словами: к каким группам слов их надо отнести? Перечитайте свою запись и найдите слово-указатель.

У. Впишем его в нужную рамку на странице 20 учебника. Покажите, куда вы поместите слово.
Снова вернитесь на страницу 28. Прочитайте ту часть предложения, которую мы не списывали. К каким группам отнесем эти слова? Первое слово у из какой группы? Посмотрите, нет ли еще слова той же группы? Впишите слова-помощники у и в в рамку на странице 20.
К какой группе относятся слова тетя Оля? Кого называют эти слова? На какой вопрос каждое из них отвечает? Но одинаково ли они пишутся? Почему?
Впишите эти слова на их место в таблице на странице 20.

Занимается только одна строка, вторая пока остается свободной.

– А что называет слово Москва? На какой вопрос оно отвечает? Куда его надо вписать? Как напишете? Почему? Проговорите это слово, повторите и впишите. Постарайтесь его запомнить.
Еще один интересный пример для нашей таблицы мы найдем во втором отрывке на странице 28 учебника. Посмотрите на нижний рисунок и вместе прочитаем отрывок. Сразу ли мы поймем, о чем он?

Учитель читает, а ребята следят за ним.

– О ком рассказал писатель? Как звали ягненка? А щенка? Какие слова должны быть написаны с большой буквы? В каких нужна маленькая?
Давайте слова щенок Чмок добавим в нашу таблицу на странице 20. Еще раз скажите, какие буквы вы выберете в каждом слове? Почему? Проговорите слова, повторите и приготовьтесь их записать. Первое слово постарайтесь запомнить. Найдите словам место в таблице. Докажите, что они относятся к этой группе. Еще раз повторите слова и запишите.

Дети выполняют задание.

Кто закончил, оцените знаками «+» или «–» заглавные буквы в словах, вписанных в таблицу. Запомните те, которыми вы недовольны, чтобы потом обратить на них внимание.

У. Посмотрите на запись в таблице. В какую большую группу слов входят имена собственные?

Д. В группу слов-названий.

У. На какие вопросы они могут отвечать?

У. Что обычно называют собственные имена, которые отвечают на вопрос кто?

Д. Имена, фамилии людей, клички животных.

У. Что могут называть собственные имена, которые отвечают на вопрос что?

Д. Города, страны, реки, книги.

У. Рассмотрите обложку книги, которую я держу в руках, и прочитайте ее название.

На обложке: Корней Чуковский. «Доктор Айболит».

– Хотите хитрый вопрос? Кто правильно подсчитает: сколько собственных имен вы видите на обложке книги?

Д. Четыре: имя писателя, фамилия писателя, имя доктора и название всей книги.

У. На какой вопрос мы ответили сегодня на уроке? Чему учились?

Тема. «Закрепление изученного. Обучающий диктант»

Учитель. Совсем недавно мы с вами начали заниматься по учебнику русского языка, но уже многое узнали, многому научились. Сегодня все это мы будем повторять и продолжим учиться писать диктанты.
Откройте учебник на странице 12 и вспомните вопрос, ответ на который вы уже знаете.
Попробуем все вместе рассказать о словах русского языка. Вернитесь на страницу 31 и посмотрите на условный знак на полях. Кто здесь изображен?

У. Помните, что этот знак подсказывает? Какую речь мы будем сейчас создавать?

Д. Деловую. Будем говорить как ученые.

У. Чтобы это у нас хорошо получилось, авторы приготовили небольшие подсказки. Читаем хором начало предложения под цифрой 1. Как вы его завершите?

Дети перечисляют три группы слов.

– Примеры слов для этих групп мы поищем позже, когда напишем диктант. А пока под цифрой 2 прочитайте начало совета авторов и закончите его. Кому-нибудь надо обращаться к той странице, на которой этот совет был дан?

Дети сами договаривают предложение.

– Мы уже пользовались этим советом и уточняли значения нескольких слов. Помните каких?

Д. Терем, изба, столица.

У. Прочитайте начало предложений под цифрой 3.

Опираясь на авторские «подсказки», дети доводят работу до конца.

II. Повторение правила написания имен собственных и способа их отличия от других слов

У. Посмотрите на страницу 30 учебника. Что на ней изображено?

Д. Рисунок небольшой части карты.

У. Я принесла показать вам настоящую, большую географическую карту России.

Учитель демонстрирует детям Физическую карту России.

– Во время перемены вы сможете поискать на ней те города и реки, названия которых приведены в учебнике. Прочитайте хором самую верхнюю пару из записанных столбиком слов и догадайтесь, что нам предстоит сделать.

Д. Выбрать маленькую или большую букву.

У. Как вы теперь умеете рассуждать, выбирая нужную букву из двух предложенных в скобках?

Д. Читаем слово, думаем над его значением. Если слово – имя собственное, выбираем большую букву; если не собственное, выбираем маленькую.

У. Выберите в этой паре правильные буквы, а ненужные аккуратно, тоненько зачеркните. Объясните свое решение. Прочитайте вторую пару слов. Что в ней названо?

У. Оба ли слова – собственные имена? Почему одно? Какие буквы вы выберете? Подготовьтесь к списыванию и запишите эти два слова. Дома, кто захочет, прочитайте другие слова, рассмотрите карту и попробуйте догадаться, какие слова надо вставить вместо точек в предложение, напечатанное в самом конце страницы. Завтра проверим ваши догадки и умение читать карту. А сейчас переходим к диктанту.

Далее используются текст диктанта, приведенный в Методических рекомендациях на странице 90, и описанная там же технология.

У. Ответ на какой вопрос о словах русского языка вы открыли для себя на последних уроках? Сможете теперь раскрыть этот секрет нашего языка тем, кто его еще не знает?

Источник:
К тайнам нашего языка»
Тема: «Собственные имена (продолжение)» Учитель. Прочитайте название нашего урока, записанное на доске. – Как вы его понимаете? О чем пойдет разговор? Узнаете ли вы из него что-то новое?
http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200500602

Ласковые слова и их значение

Еще в древние времена люди прекрасно понимали силу и значение слов в жизни человека.

Возможно, вам известна знаменитая философская притча о трех «ситах» Сократа. К знаменитому древнегреческому мудрецу пришел знакомый, который хотел рассказать ему об одном его друге. И тогда Сократ попросил «просеять» его рассказ через три «сита»: правды, добра и пользы. Оказалось, что вести, которые принес знакомый Сократа, не вполне правдивы, плохи и не принесут никакой пользы. Тогда именитый философ спросил его, а зачем ему знать то, что намерен сказать ему знакомый.

В аллегорической форме притча вещает нам о роли слов в жизни человека. Вспомните строки русского поэта Вадима Шефнера, говорящие о том, что «словом можно убить, словом можно спасти». А всегда ли мы аккуратно и взвешенно подбираем слова, помня, как много они значат в человеческой жизни? Помним ли то, что слово – это не просто символ, а нечто большее?

С древнейших времен люди старались говорить, используя определенные правила, коротко и ясно. На глиняных табличках шумеров еще в IV-II тысячелетиях до нашей эры найдены наставления о том, как вести себя в разговоре. В те далекие времена люди понимали, что нельзя говорить в раздраженном состоянии, ибо потом придется раскаиваться.

«Законы Ману», являющие собой древнеиндийский сборник поведенческих норм, гласили, что нельзя произносить слова в удрученном состоянии. Непозволительно словами уязвлять либо устрашать других.

На древнем Востоке считалось наибольшим оскорблением уйти, не дослушав человека до конца.

Грубые словесные оскорбления, усиленные обидами и душевными переживаниями, могут вызвать серьезные заболевания. Злые слова несут отрицательную энергетику, нанося ущерб человеческой психике.

В противовес им добрые, сердечные слова и пожелания помнятся годами, привносят гармонию и спокойствие в человеческую душу. Но, к великому сожалению, в современной жизни мы часто забываем или не хотим говорить ласковые и нежные слова. Как было бы здорово, если бы люди не стыдились и не забывали благодарить друг друга, говорить красивые комплименты.

Нам Богом дан великий дар – язык, с помощью которого мы общаемся и передаем информацию. Нельзя забывать о великой ответственности в обращении с ним.

Слова имеют огромную силу, которую можно использовать во благо человека. Ведь именно они – «одежда» наших мыслей, определяющих качество тех условий, в которых мы живем.

Источник:
Ласковые слова и их значение
Еще в древние времена люди прекрасно понимали силу и значение слов в жизни
http://resoch.ru/znachenie-slova-v-zhizni-cheloveka-sochinenie/

Практики и другие полезности для человеков!

Сила русских слов и их значение. Древнерусский Алфавит

Помните, как мы мыслим, так и говорим. Как говорим, так и формируем события в своей жизни и в итоге свою судьбу!

Раньше на Руси была Азбука, которая имела глубокий зашифрованный смысл, и который со временем урезали и потеряли почти. Из книги В. Синельникова «АЗ БУКИ ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ ДОБРО ЕСТЬ (по одной версии, которая пришла много позже, БУКИ — это БОГИ). Я так это понимаю, переводя на современный язык: Я БОГОВ ВЕДАЮ (ПОЗНАЮ), ГЛАГОЛАЯ (ДЕЛАЯ) ДОБРО ЕСТЬ (ПРОЯВЛЯЯ), или Я ПОЗНАЮ БОГОВ ЧЕРЕЗ ДЕЛАНИЕ ДОБРА!

Дальше — ЖИВИТЕ ЗЕЛО ЗЕМЛЯ. Это можно понимать двояко: либо — ЖИВИТЕ ЗЕЛО (ОЧЕНЬ) ЗЕМЛЁЙ — будьте ближе к земле, либо — ЗЕМЛЯ ЗЕЛО ЖИВАЯ, в принципе оба прочтения имеют значение.

И самое интересное … ИЖЕ (И) КАКО (КАК) ЛЮДИ МЫСЛЕТЕ НАШ ОН ПОКОЙ (МИР) — И КАК вы, ЛЮДИ, МЫСЛИТЕ, таким будет ваш ПОКОЙ (МИР). То есть думай, что делаешь! … Далее: РЦЫ СЛОВО ТВЁРДО (РЦЫ — от слов «говор», «речь») — СЛОВО, РЕЧЁННОЕ (сказанное) тобой, пусть ТВЁРДЫМ будет».

Есть книги по истории русского языка. Это «Пять сенсаций» Александра Драгункина, «Системные языки мозга» Н.Н. Вашкевича. Все эти авторы на огромном доказательном материале приходят к одному выводу: русский язык является базой, основным стволом, от которого отпочковались все остальные языки. Существует мнение или версия, на основании которой некоторые лингвисты пришли к заключению, что «древнеарийский праязык в определённый момент времени разделился на два одинаково широких рукава, одним из которых мог быть русский — индоевропейский, а другим — средиземноморский / семитский вариант.

Также есть интересные авторы (в т.ч и есть видео у них) как Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко, которые использовали математический прием в изучении и исследовании истории славян и Руси.

Чтобы строить прекрасное будущее, надо учитывать ошибки прошлого и знать своё прошлое! Известно также, что звучание слов имеет определенное воздействие на ДНК и клетки человека. Так проводились опыты с рисом и водой, и вы наверняка уже о них слышали и знаете. Это когда брались 3 колбы с рисом, одной колбе говорили ласковое слово — люблю, другой — не обращали внимания, третьей — ругались на нее.

В итоге через несколько дней что происходило с рисом в колбах: первая колба — приятно пахла, но подквасилась; вторая — начала затухать и пахнуть; третья — сгнила и противно пахла. И это несмотря на то, что брался один и тот же рис с водой, в одно и то же время. Но были ли произнесены РАЗНЫЕ СЛОВА!

Поэтому СЛОВО ИМЕЕТ СИЛУ! И за этим надо следить в своей жизни: каких слов вы больше слышите в свой адрес, как и что вы говорите. Так как в итоге это будет влиять на вашу судьбу.

Источник:
Практики и другие полезности для человеков!
Сила русских слов и их значение. Древнерусский Алфавит. Смысл русского алфавита, история русского языка, древнерусский язык, сила слова, воздействие словами,
http://www.uspehduha.ru/2011/10/sila-russkix-slov-ix-znachenie/

Способы переноса значений слова

В зависимости от того, на каком основании и по какому признаку название одного предмета присваивается другому, различают три типа полисемии: метафору, метонимию и синекдоху.

Метафора (гp. metaphora — перенос) — это перенос названия с одного предмета на другой на основании какого-либо сходства их признаков.

Сходство предметов, получающих одно и то же название, может проявляться по-разному: они могут быть похожи по форме (кольцо1 на руке — кольцо2 дыма); по цвету (золотой1 медальон — золотые2 кудри); по функции (камин1 — ‘комнатная печь’ и камин2 — ‘электрический прибор для обогревания помещения’). Сходство в расположении двух предметов по отношению к чему-либо (хвост1 животного — хвост2 кометы), в их оценке (ясный1 день — ясный2 стиль), в производимом ими впечатлении (черное1 покрывало — черные2 мысли) также нередко служит основанием для наименования одним словом разных явлений. Возможны сближения и по другим признакам: зеленая1 клубника — зеленая2 молодежь (объединяющий признак — ‘незрелость’); быстрый1 бег — быстрый2 ум (общий признак — ‘интенсивность’); тянутся1 горы — тянутся2 дни (ассоциативная связь — ‘протяженность во времени и пространстве’).

Метафоризация значений часто происходит в результате переноса качеств, свойств, действий неодушевленных предметов на одушевленные: железные нервы, золотые руки, пустая голова, и наоборот: ласковые лучи, рев водопада, говор ручья.

Нередко бывает так, что главное, исходное значение слова метафорически переосмысляется на основе сближения предметов по разным признакам: седой1 старик — седая2 древность — седой3 туман; черное1 покрывало — черные2 мысли — черная3 неблагодарность — черная4 суббота — черный5 ящик (на самолете).

Метафоры, расширяющие полисемантизм слов, принципиально отличаются от поэтических, индивидуально-авторских метафор. Первые носят языковой характер, они частотны, воспроизводимы, анонимны. Языковые метафоры, послужившие источником возникновения у слова нового значения, в большинстве своем необразны, поэтому их называют «сухими», «мертвыми»: колено трубы, нос лодки, хвост поезда. Но могут быть и такие переносы значения, при которых отчасти сохраняется образность: цветущая девушка, стальная воля. Однако выразительность подобных метафор значительно уступает экспрессии индивидуальных поэтических образов; ср. языковые метафоры: искра чувства, буря страстей и поэтические образы С. Есенина: чувственная вьюга; буйство глаз и половодье чувств; пожар голубой.

Сухие метафоры, порождающие новые значения слов, употребляются в любом стиле речи (научном: глазное яблоко, корень слова; официально-деловом: торговая точка, тревожный сигнал); языковые образные метафоры тяготеют к экспрессивной речи, их употребление в официально-деловом стиле исключено; индивидуально-авторские метафоры — достояние художественной речи, их создают мастера слова.

Метонимия (гр. metonymia — переименование) — это перенос наименования с одного предмета на другой на основании их смежности.

Так, метонимическим является перенос названия материала на изделие, из которого оно изготовлено (золото, серебро — Спортсмены привезли с Олимпиады золото и серебро); названия места (помещения) на группы людей, которые там находятся (класс, аудитория — Класс готовится к контрольной работе; Аудитория внимательно слушает лектора); названия посуды на ее содержимое (фарфоровое блюдо — вкусное блюдо); названия действия на его результат (заниматься вышивкой — красивая вышивка); названия действия на место действия или тех, кто его выполняет (переход через горы — подземный переход; защита диссертации — играть в защите); названия предмета на его обладателя (тенор — молодой тенор); имя автора на его произведения (Шекспир — ставили Шекспира) и т.д.

Как и метафора, метонимия может быть не только языковой, но и индивидуально-авторской. Последние часто встречаются. в художественной речи, например, у А. С. Пушкина: Фарфор и бронза на столе, и, чувств изнеженных отрада, духи в граненом хрустале; Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.

Синекдоха (гр. synekdoche — соподразумевание) — это перенос названия целого на его часть, и наоборот. Например, груша1 — ‘фруктовое дерево’ и груша2 — ‘плод этого дерева’; голова1 — ‘часть тела’ и голова2 — ‘человек умный, способный’; вишня созрела — в значении ‘вишни’; мы люди простые — так отзывается говорящий о себе самом.

На синекдохе основаны переносы значения в таких, например, выражениях: чувство локтя, верная рука, протянуть руку помощи, доброе слово, полет мысли и под.

В процессе развития переносных названий слово может обогащаться новыми значениями в результате сужения или расширения основного значения. Например, слово платье обозначает ‘одежду, которую носят поверх белья’: магазин готового платья; . Вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп (П.). Однако в результате сужения понятия это же слово может употребляться и в другом значении — ‘женская одежда особого покроя’: Она была в белом платье с розовым поясом (Л. Т.). Слово основа вначале имело узкое значение: ‘продольные нити, идущие параллельно вдоль ткани’, но со временем объем значения этого слова расширился и оно стало означать — ‘главное, на чем строится что-либо, сущность чего-нибудь’. Однако сужение этого, нового, значения придает слову терминологический характер: основа — ‘часть слова до окончания’.

Появление новых значений приводит к расширению семантического объема слов, а следовательно, и к увеличению их выразительных возможностей, способствует развитию лексико-семантической системы языка в целом. Однако для русского языка характерно и сужение семантической структуры слова. Некоторые значения слов архаизуются, выходят из употребления. Например, слово натура имеет следующие значения:

  • 1. ‘Природа’ [Натура призывает меня в свои объятия (Карамз.)].
  • 2. ‘Характер человека, темперамент’ (пылкая натура).
  • 3. ‘То, что существует в действительности, настоящая, естественная обстановка, условия и т. п. в отличие от изображенного’ (рисовать с натуры).
  • 4. ‘Тот, кто позирует перед художником’ — спец. (рисовать натуру).
  • 5. ‘Товары, продукты как платежное средство взамен денег’ (расплачиваться натурой).

Первое значение, с которым слово натура было заимствовано из французского языка в конце XVIII в., в современном русском языке устарело (в словарях к нему дается помета: стар.). Остальные значения развились на этой основе и в наши дни активно функционируют. Таким образом, расширение семантического объема слова определяет развитие многозначности и преобладает над процессом утраты словом его отдельных значений.

Источник:
Способы переноса значений слова
Способы переноса значений слова в русском языке, правила и примеры.
http://www.fio.ru/pravila/leksika/sposoby-perenosa-znacheniy-slova/

COMMENTS