Значение ласкательных слов

Значение ласкательных слов

В данной статье:

Предлагаю порядок изложения справочного материала для подготовки не в соответствии с традицией (от существительных к другим частям речи), а по частотности, с которой слова встречаются в КИМах. Итак, порядок таков: глагольные формы (включая причастия и деепричастия), прилагательные, а уж потом существительные (их встретилось не более 10%). Тот, кто претендует на максимально высокий балл, должен дойти с нами до самого конца.

Советую всем внимательно рассматривать примеры. Осознанно выученный пример будет служить образцом для рассуждений по аналогии.

Cуффиксы глаголов

1). Суффиксы — -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-: рисовать, горевать – опаздывать, оценивать

Проверяй! Определи форму 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени!
Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени есть сочетания

  • ую, юю, то пиши суффиксы -ова-(-ева-): советовать — советую, командовать — командую
  • ываю, иваю, то пиши суффиксы -ыва-(-ива-): опаздывать — опаздываю, рассматривать — рассматриваю

Внимание:

Данные в скобках фонетические варианты суффиксов встречаются после мягких согласных.

2). Различение суффиксов -е- + -ва- и -ыва- (-ива-): одолевать, заболевать – оправдывать, успокаивать

Внимание на ударение!

Суффикс -ва- всегда под ударением: одолева ? ть, заболева ? ть.
Перед суффиксом -ва- пиши суффикс -е-.

Суффиксы -ыва-, -ива- безударные: записывать, склеивать, прицеливаться.

Не путай:

В словах типа наливать, распевать буквы и и е в корне.


3). Суффиксы в неопределённой форме глагола:
видеть, красить
Cуффиксы у глаголов 1-го спряжения различны. Суффикс глагольной основы 2-го спряжения -и-.

Внимание:

Глаголы-исключения для выполнения этого задания интереса не представляют: ведь нужно узнать букву не в окончании, а в суффиксе. Поэтому, если ты определяешь букву в суффиксе неопределённой формы глагола, смело пиши -е- в глаголах-исключениях на еть с безударной буквой в суффикcе: обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть и производных от них: увидеть, завидеть, обидеться и др. подобных. В остальных словах-исключениях суффикс в ударной позиции.

4). Суффиксы в причастиях и деепричастиях.

Внимание:

В А17 никто не проверяет, знаешь ли ты суффиксы причастий и деепричастий. В причастиях и деепричастиях пропущены гласные основы, от которой образованы данные в заданиях формы.
Примеры из КИМов:
скле. вающий, выдёрг. вая, прицел. вающийся, понаде. вшийся, зачервив. вший, повизг. вая

Следовательно, не стоит отвлекаться на форму причастия и деепричастия, вспоминать их суффиксы. Нужно заняться другим: научиться безошибочно определять, от какого глагола образованы причастия и деепричастия.

Скле. вающий — от: склеивать
выдёрг. вая — от выдёргивать
прицел. вающийся — от прицеливаться
понаде. вшийся — от понадеяться
зачервив. вший — от зачервиветь
повизг. вая — от повизгивать

Применять, следовательно, нужно правила, приведённые выше.

Не ошибись:

Типичной ошибкой является смешение глаголов разных видов при восстановлении исходной формы. Например, ошибочно полагать, что причастие склеивающий образовано от глагола склеить, прицеливающийся — от прицелиться и т.п. Во множестве случаев подобная ошибка приведёт к неправильному определению гласной буквы.
Правильно: Склеивающий образовано от склеивать, прицеливающийся — от прицеливаться.

Здесь рассматриваются только суффиксы отымённых прилагательных, т.к. именно этот материал относится к теме (отглагольные прилагательные — это слова, в суффиксах которых встречается орфограмма н-нн). Список суффиксов прилагательных, образованных от имён существительных, не сводится к двум правилам, приведённым ниже, но в тренировочные варианты КИМов включены слова именно на эти правила.

1). Суффиксы -ив-, -ев-, -лив-, -чив-: красивый – боевой, счастливый, доверчивый

Внимание на ударение!
В прилагательных, образованных от существительных:
– под ударением пиши суффикс -ив-: краси?вый
– без ударения – суффикс -ев-: боево?й.
Пиши суффиксы -лив-, -чив- и под ударением: счастли?вый и без ударения: дове?рчивый.

2). Суффиксы -ов-, -оват-, -овит- – -ев-, -еват-, -евит-: деловой, сероватый, ядовитый – речевой, синеватый, боевитый

Внимание на последний согласный корня!
После твёрдых согласных пиши суффиксы -ов-, -оват-, -овит-: деловой, сероватый, ядовитый.
После мягких согласных, шипящих, ч и ц пиши суффиксы -ев-, -еват-, -евит-: речевой, синеватый, боевитый.

1. Суффиксы со значением лица (производителя действия).

Суффиксов со значением лица много, но, к счастью, не все они вызывают ошибки при написании слов. Редко кто ошибётся в суффиксах:

-ист-: гандболист, тракторист
-ник-: дорожник, железнодорожник
-навт-: космонавт
-ец-: гонец
-ёр-: комбайнёр

Ошибкоопасные суффиксы: -тель-, а также -чик-, -щик-. Их и стоит повторить.

1). Суффикс -тель-: учитель
Запомни этот суффикс и всегда пиши его одинаково, с буквой е!
Пиши суффикс -тель- в словах, обозначающих лиц по роду деятельности: учитель, писатель, водитель.

2). Суффиксы
-чик-, -щик-: лётчик, каменщик, асфальтоукладчик

Внимание на последний согласный основы!
После:

  • согласных т, д, с, з, ж пиши суффикс -чик-: переводчик, лётчик, разносчик, перевозчик, перебежчик
  • остальных согласных пиши суффикс -щик-: паромщик, стекольщик, каменщик, фонарщик

Внимание:

Перед суффиксом -чик- буквы к, ц, ч заменяются на т: раздат+-чик- <раздача.
Мягкий знак пиши только после л: кровельщик, стекольщик.

В русском языке множество суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением. Какие это суффиксы и как их писать, придётся разобраться. Ограничимся, правда, суффиксами, в которых пишутся буквы е и и, на которые нас ориентируют КИМы.

1). Суффиксы -ик-, -ек-: мячик – платочек.
Следи за беглой гласной е при изменении слова!
Если при изменении слова, в нём

  • гласный звук [и] сохраняется, пиши суффикс -ик-: мячик – мячики
  • гласный звук исчезает, пиши суффикс -ек-: платочек – платочка

2). Cуффиксы -ец-, -иц-: братец – умница, пальтецо – платьице
Узнай род существительного!
В существительных

  • мужского рода пиши суффикс -ец-: братец, палец
  • женского рода – -иц-: красавица, умница
  • среднего рода могут быть и -ец-, и -иц-:
    • в предударном слоге (перед ударением) пиши -ец-: пальтецо ? , письмецо ?
    • в заударном слоге (после ударения) пиши-иц-: пла ? тьице, кре ? слице

3). Суффиксы -ечк-, -ичк-: дочечка, местечко, Ванечка — луковичка

Для слов женского рода определяй производное слово!
В существительных пиши суффикс -ечк-: букашечка, дочечка, местечко, времечко, Ванечка, Сашечка

Не путай:

В существительных женского рода, образованных от существительных с суффиксом -иц-, пиши суффиксы -ич- и -к-:
синичка< синица, пуговичка<пуговица, луковичка<луковица.

4). Суффиксы -оньк-(-еньк-): яблонька – доченька

Определи, какой звук перед суффиксом!
В существительных после

  • твёрдых согласных пиши суффикс -оньк-: кухонька, кисонька, лапонька
  • гласных, шипящих и мягких согласных — суффикс -еньк-: Зоенька, душенька, доченька, бабусенька

5). Суффикс -к- в сочетаниях инк, енк: серединка, вишенка

Ищи производящую основу!

Если в существительных женского рода c суффиксом -к- производящая основа

  • на ин, пиши суффиксы -ин- и -к-: середин+ка<середина
  • на н, пиши сочетание букв енк: вишен+ка<вишня.

3. Суффикс -ен- в разносклоняемых существительных: времена, имена

Запомни:

10 существительных на мя:
бремя, племя, время,
семя, темя, стремя,
знамя, пламя,
вымя, имя

Пиши суффиксы -ен-( -ён-) во всех формах множественного числа, а также в формах родительного, дательного, творительного и предложного падежей в единственном числе.

Источник:
Значение ласкательных слов
В данной статье: Предлагаю порядок изложения справочного материала для подготовки не в соответствии с традицией (от существительных к другим частям речи), а по частотности, с которой слова
http://russkiy-na-5.ru/articles/286

Значение ласкательных слов

лас — ка? — тель — ный

  1. книжн.устар. ласкающий, нежный ? Я, совсем в гневе, потребовал, чтобы она не морочила меня фокусами, но Рената, переменив свой ликующий голос на ласкательный , стала уговаривать меня, прижимаясь ко мне, как к возлюбленному… В. Я. Брюсов, «Огненный ангел», 1908 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. книжн.устар. льстивый ? Ласкательная улыбка.
  3. лингв. вносящий своей формой в значение слова оттенок ласки, нежности ? Ласкательные имена.
  • существительные: ласка, ласкательность
  • прилагательные: ласковый
  • глаголы: ласкать
  • наречия: ласкательно, ласково

Происходит от гл. ласкать, из праслав. , от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. ласкати (греч. ??????????), ср.: укр. ла?ска, ласка?ти, белор. ла?ска, болг. ласка?я «льщу, ласкаю», сербохорв. ла?ска, ла?скати, ла?ска?м, словенск. laskati, чешск. laskat, чешск., словацк. laskа «любовь», польск. laska «милость», laskac «гладить, льстить». Родственно лит. loksnus «чувствительный, нежный» (*lasknus). Далее сюда же лат. lascivus «резвый, шаловливый; разнузданный, сладострастный», а также др.-инд. lasati «желает», lasati «сияет, блестит, играет», lalasas «алчный, яростный, жаждущий», греч. ????????? «сильно желаю, добиваюсь», ????? ? ????? (Гесихий). Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Источник:
Значение ласкательных слов
лас — ка? — тель — ный книжн.устар. ласкающий, нежный ? Я, совсем в гневе, потребовал, чтобы она не морочила меня фокусами, но Рената, переменив свой ликующий голос на ласкательный ,
https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9

Конспект урока для учащихся 3 классов, имеющих нарушения чтения и письма при ФНР по теме «Образование слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов

Конспект урока для учащихся 3 классов, имеющих нарушения чтения и письма при ФНР по теме «Образование слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. Русский народный фольклор»

Цели урока.

Образовательная: формирование умения образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов, суффикса – ИЩ -.

Коррекционно-развивающая: развитие словотворчества и дальнейшее совершенствование языкового чутья: чуткость к слову и его формам.

Коррекционно-воспитательная: создание атмосферы успешности для каждого учащегося предупреждение утомляемости детей, развитие интереса к логопедическим занятиям через сказкотерапию.

Оборудование: картинка-символ СУФФИКСА, КОРНЯ, картинки с изображением предметов для образования новых слов с помощью суффикса, карточки с заданиями для индивидуальной работы карточки с суффиксами, дерево.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Сегодня к нам пришли
гости, и мы с вами покажем, как мы умеем работать и играть.
— Повторите за мной.
Ень,ень, ень, ень – скажем всем мы « добрый день ».
Вы, вы, вы,вы — будем все мы вежливы.
Те, де, де, те – и услышим « здравствуйте ».
Ос, ас, ас, ос – я не буду вешать нос.

2. Развитие мелкой моторики пальцев.

Я мячом круги катаю.
Взад, вперед его катаю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сдуваю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
И теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.

3. Актуализация опорных знаний:

— Вспомните, чему мы учились на прошлом занятии. (Выделяли корень в словах, придумывали однокоренные, родственные слова ).
-Послушай слова и назови лишнее.
Дорого, дорогой, дорога, дорожить.
Сова, засов, совушка, совиная.
Слон, прислониться, слоновья, слонята.
Загорел, горит, горевал, горящий.

4. Формирование новых понятий.

(Работа у доски и на карточке).
А) — Любите ли вы сказки? — Сейчас я вам расскажу сказку.
Есть сказочная страна, в которой живут….. слова. Это очень большая страна, вы ведь знаете, что слов в нашем языке много-много.
А теперь представьте себе двор нашей школы. Представили? А теперь слушайте. В одном городе, в одном из дворов жил-был ….дом. (Слайд № 2) Не большой, но и не маленький – в 5 этажей, пятиэтажный дом. А рядом стоял высоченный дом-башня. (Слайд № 3) Смотрел 5-этажный дом на башню и думал: какая она высокая, какая красивая! Как мне хочется быть таким же!

И вот однажды ночью, когда все люди спали, дом заговорил с башней: как мне хочется стать высоким и большим, как ты! Как мне хочется! А башня отвечает: есть такой волшебник по имени – ИЩ –. Позови его, он тебе обязательно поможет. Позвал дом этого волшебника, и вот что получилось. (Демонстрируются 2 карточки с изображением Крепыша-корня и Волшебника- суффикса, рядом с которыми их «имена» Дом , — ИЩ –. Прочитайте, что получилось. В слове чего-то не хватает. Конечно, в конце надо добавить – Е-.

Это окончание слова ДОМИЩЕ . Слышите, как только сказали это слово, всем сразу стало ясно, что дом большой, очень большой, большущий. Послушайте, что было дальше. Стал дом домищем и сначала очень радовался – высоко стоит, далеко глядит.Только холодно там, наверху, людей совсем не видно, а ребят и подавно. Стало ему грустно.Тогда догадался он позвать другого волшебника, и тот сумел сделать его маленьким. Как теперь мы скажем о нем?

Правильно, ДОМИК . (Слайд № 4) . Какой Волшебник живет в этом доме? Как его зовут? (Слайд № 5) Напишите слова ДОМ, ДОМИЩЕ, ДОМИК . Какая у них общая часть? Наденьте во всех словах на Крепыша шапочки. В каких словах есть Волшебники? Как их зовут? Оденьте им шапочки. У зтой семьи есть еще родственники. В классе вы пишите классную работу, а дома? ДОМАШНЮЮ , правильно. Волшебника в этом слове зовут – АШН — .

А теперь составь волшебную историю сам. (Жил-был шкаф ….)
— Итак, какая часть слова показывает, что предметы маленькие?
— Верно, суффикс. А какой суффикс? (- ИК — ).
— Какой суффикс называет большущий предмет? (- ИЩ -).
— Конечно же вы догадались что мы с вами сегодня работаем над …….. (уменьшительно-ласкательными суффиксами ).

— Что же мы получаем с помощью Волшебника – суффикса? (новые слова).
— Где он находится в слове? (после корня).
На нашем уроке сегодня мы будем использовать произведения русского народного
фольклора.

— Что такое народный фольклор? (Это народная мудрость).
Какие произведения народного творчества вы знаете? (Сказки, потешки, заклички,
пословицы, поговорки, скороговорки, загадки). (Слайд № 6) .

Б) Работа с загадкой.

— Какие загадки вы знаете?
— Загадка – это народная мудрость. Это умение описать предмет намеками,
не договаривая того, что нужно.
— Отгадайте одну из них.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Это зима ). (Слайд № 7) .
-Как догадались, что это зима. (Выпал снег, на окнах — узоры, дети катаются на
санках).
— Назовите зиму ласково. (Зимушка) .
— Какая часть помогла сделать это?
— Какой суффикс – Волшебник в этом слове? (УШК) .

В) Слого-звуковой анализ слова ЗИМУШКА.

— Сколько в слове гласных?
— Сколько согласных?
— Сколько слогов? Почему?
— Выложи схему слова. Поставь ударение.
-Какое слово спряталось в слове ЗИМУШКА (М УШКА) .
— Что такое МУШКА?
-Замените 2-й звук на звук — О — (МОШКА) .
— Что такое МОШКА?
— Замените 2-звук на звук- Ы- (МЫШКА ) .
— Какие 3 новых слова мы получили? (МУШКА, МОШКА, МЫШКА) .
— Подберите еще родственные слова. (Зимний, зимовать, зимовка.)
— Запишите слова.
— Выделите корень в этих словах.
— Какая часть слова помогла назвать слово ЗИМА ласково? (Суффикс — УШК -).

Г) Работа с потешками.

(Работа по карточкам).
— Что такое потешки?
Потешки – жанр устного народного творчества, особые забавы взрослых с маленькими
детьми. Назначение этих произведений – развлечь, развеселить, потешить себя и своих
товарищей.
— Вспомните одну из них. (Петушок, петушок, золотой гребешок).
-А эту потешку мы попробуем изменить, чтобы она зазвучала совсем по –другому.
— Прочитайте потешку. Понравилась ли она вам? Давайте заменим выделенные слова
на слова, в которых есть уменьшительно – ласкательные суффиксы.
(Текст на доске и у каждого ученика на карточке). (Слайд № 8) .

Как по снегу, по метели трое санок летели.
И шумят и гремят, колокола звенят.
В первых санках – дед .
В других санках – баба .
В третьих санках – тетя .

— Проверьте. (Слайд № 9.)

Как по снегу, по метели трое сан очек летели.
И шумят и гремят, колоколь чик и звенят.
В первых санках – дед ушк а.
В других санках — баб ушк а.
В третьих санках — тёт ушк а.

— Оденьте на суффиксы шапочки.
-Назовите, какие еще суффиксы называют предмет ласково
или показывают, что предмет маленький. (-ОЧК -,- ЕЧК -, — ЧИК -,- УШК — ) .

Есть на пальцах наших ногти
На руках запястья, локти.
Темя, плечи, шея, грудь
И животик не забудь.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове уха два
И мочки две.
Брови, скулы и виски
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот, что знаем мы с тобой.

6. Закрепление полученных знаний.

А) Волшебники заблудились. Верните их на место.

Источник:
Конспект урока для учащихся 3 классов, имеющих нарушения чтения и письма при ФНР по теме «Образование слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов
Конспект логопедического урока для 3 классов, имеющих нарушения чтения и письма при ФНР по теме Образование слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. Русский народный фольклор
http://logoped18.ru/logopedist/obrazovaniye-slov-s-pomoshchyu-umenshitelno-laskatelnykh-suffiksov.php

Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку

Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку.

Приведен список суффиксов существительных, их правописание, значение, которое они придают новообразованным словам.

Правописание суффиксов, образующих существительные с новым лексическим значением (словообразовательные суффиксы).

Значение, которое придает суффикс слову.
Правила написания суффикса.
Исключения и примечания.

  • Пишется, если корень оканчивается на твердый согласный:

полос(а)- полос-оньк(а), лис(а) – лис-оньк(а), Лиз-оньк(а)

  • Пишется, если корень оканчивается на мягкий согласный или шипящий:

заря — зор-еньк(а), дорога – дорож-еньк(а), Саша – Саш-еньк(а)

мам-еньк(а), пап-еньк(а)

за-иньк(а), ба-иньк(и), па-иньк(а)

  • Пишется, в существительных, образованных от существительных женского рода с суффиксом –ин(а) с помощью суффикса –к-:

горош-ин(а) – горош-ин-к(а), ссад-ин(а) – ссад-ин-к(а), солом-ин(а)-солом-ин-к(а)

снеж-инк(а), пуш-инк(а)

  • Уменьшительно-ласкательный.
  • В словах не на –ин(а) (отличие от -ин+к-) образует существительные со значением лица (женский род, национальность, состояние):

беж-енк(а), монаш-енк(а), неж-енк(а), нещ-енк(а), француж-енк(а)

Пишется в существительных , образованных от существительных на –ня, -на, у которых в Р.п. мн.ч. не пишется Ьна конце:

вишня (вишен)-виш-енк(а), сосна (сосен) –сос-енк(а)

  • Придает оттенок пренебрежения
  • -онк- пишется после шипящих под ударением:

душа – душ-Онк(а)

  • Используется при обозначении детенышей животных.
  • Пишется после шипящих под ударением:

волк – волч-Онок()

  • Пишется, если гласная суффикса при склонении сохраняется (в род.падеже):

ключ-ик — ключ-ик(а), нож-ик – нож-ик(а)

  • Пишется, если гласная суффикса при склонении выпадает (в родительном падеже):

замоч-ек – замоч(а), мешоч-ек – мешоч(а);

    Пишется без ударения:

    кусОч-ек, оврАж-ек

    волч-Ок, кулач-Ок

    • Пишется у существительных среднего рода с ударением на окончание (ударение идет после суффикса):

    письмо – письм-ец(О), ружье – ружь-ец(О);

    Пишется у существительных мужского рода (при склонении е выпадает):

    молод-ец – молод(а), гор-ец – гор(а)

    • Пишется у существительных среднего рода, если ударение падает на основу слова (ударение предшествует суффиксу):

    кресло – крЕсл-иц(е), масло – мАсл-иц(е);

    Пишется у существительных женского рода:

    метель – метел-иц(а), красав-иц(а )

    • при образовании слов от существительных женского рода с основами на –иц, -ниц :

    лестница – лестнич-к(а), луковица — лукович-к(а), лисица – лисич-к(а)

    семя – сем-ечк(о), ложка – лож-ечк(а), утро – утр-ечк(о),

    в именах собственных:

    Кол-ечк(а), Юл-ечк(а).

    Образует существительные со значением лица.

    • -чик- образует названия лиц мужского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства;
    • -чиц(а) — названия лиц женского рода с тем же значением
    • Пишется после согласных д, т, с, з, ж:

    развед-чик, лет-чик, подпис-чик, смаз-чик, перебеж-чик; развед-чиц(а), подпис-чиц(а)

    Прим., чередование согласных к, ч /т перед суффиксом –чик-:

    кабак — кабат-чик, добыча – добыт-чик

    • Образует существительные со значением лица– названия лиц мужского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства.
    • Пишется, если основа заканчивается на другие согласные (отличные от д, т, с, з, ж):

    смен-щик, халтур-щик, дрессиров-щик.

    Но, в некоторых иноязычных словах (если основа оканчивается на две согласные) после т пишется –щик-:

    процент – процент-щик, асфальт -асфальт-щик.

    • Обозначает названия лиц женского пола по профессии, по месту жительства.
    • Пишется только под ударением:

    мор-ячк(а), сибир-ячк(а)

    • уменьшительно-ласкательное значение ( иногда с пренебрежением)
    • Пишется в словах среднего рода:

    солн-ышк(о), дон-ышк(о)

    • Обозначает лицо м.р. или ж.р., животное или предмет с оттенком ласкательности, иронии
    • Пишется в словах мужского и женского рода:

    хлеб-ушк(о), кум-ушк(а)

    • уменьшительно-ласкательное значение ( иногда с пренебрежением)
    • Пишутся в словах всех трех родов:

    бат-юшк(а), пол-юшк(о), зор-ющк(а);
    ум-ишк(о), пальт-ишк(о), страст-ишк(и)

    После суффиксов –ышк-, -ушк-, -юшк-, -ишк- пишется окончание:

      в существительных ср.р. и неодушевленных сущ. м.р – О:

    в сущ. ж.р. и одушевленных сущ. м.р – А :

    дом – дом-ищ(е), друг — друж-ищ(е), пыль –пыл-ищ(а)

    После суффикса пишется:

      окончание –Е (в сущ. м.р. и среднего рода):

    домищЕ, мужичищЕ

    окончание –А (в сущ. ж.р.):

    силищА, ручищА

    • В уменьшительно-ласкательных словах, образованных от существительных на ня с помощью суффикса –к-, буква Ь пишется, если она есть в родительном падеже множественного числа:

    кухонька (кухонь), нянька (нянь), песенка (песен)

    В названиях лиц женского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства:

    грузин-к(а), артист-к(а)

    • Обозначает лицо мужского пола по отношению к занятию, профессии, деятельности
    • Один из самых активных суффиксов:

    лес-ник, школь-ник, уче-ник, суббот-ник

    Пишутся с буквой И

    крив-изн(а) от кривой),
    нов-изн(а)(от новый)

    шир-ин(а) от ширь,
    глуб-ин(а) , тиш-ин(а)

    больш-инств(о) (от большой), старш-инств(о) (от старший)

    Пишутся с буквой О

    беготня (от бегать)

    болтовня (от болтать)

    добр-от(а) (добрый), красота

    трус-ость (трусить), бережлив-ость (бережливый) , трудн-ость (трудный) , доступн-ость ( доступный), нов-ость (новый)

    Пишутся с буквой Е

    нищ-ет(а)

    живуч-есть

    человеч-еств(о)

    -ён(о)к-, -ун(о)к-, -е(н)ств-, -(ов)ств-, -ив-, -ев-, -их,
    -ние (-ение), -ак, -ок, -ач, -лец, -тель

    темя- тем-ен(и), семя – сем-ен(и)

    мать – мат-ер-и, дочь – доч-ер-и;

    крас-от(а), добр-от(а), наг-от(а), долг-от(а), топ-от

    -ость-:

    зависим-ость(), доверчиво-ость(), опас-н-ость(), лен-ость(), наруж-н-ость(), о-круж-н-ость()

    -есть- :

    -ни(е) [н’ий’]:

    -ин-:

    -чик-:

    -тель-:

    -ени(е) [эн’ий’]:

    • -ик-/-ек-
    • -иц-/-ец- и др.

    Похожие темы:

    Здравствуйте!
    Разъясните, пожалуйста, доступным языком, когда выделяется суффикс ОЧК, а когда отдельно ОЧ К

    В каждом случае необходимо определять лексическое значение слова (смысл), часть речи, найти однокоренные слова.
    При выделении суффиксов в слове трудно определить их количество и границы.

  • Выделить корень, окончание: дн-евник() — от день-дн(я)-дн(и) (др- — корень).
  • Перебрать родственные слова, которые имеют в своем составе оставшуюся часть слова —евник: дн-евн(ой). Следовательно выделяем суффикс -евн-.
  • Ищем родственные слова с оствщейся частью -ик- в составе. Такого слова нет. Следовательно, -ик- составляет один суффикс.
  • Ответ: дн-евн-ик()— суффиксы -евн, -ик.

Проверить морфемный разбор можно с помощью Яндекс-словарей по русскому языку — Морфемно-орфографический словарь.

После выделения суффикса (приставки) необходимо проверить существование такой морфемы. Здесь пригодятся списки суффиксов на сайте (суффиксы и приставки надо «знать в лицо») и подбор слов с этой морфемой с тем же значением.

При ответе использовала книгу Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. (ISBN 978-5-8112-3912-2)

Здравствуйте!
Опять запуталась… не поняла я, почему в словах будоч-к(а), баноч-к(а), ватрушеч-к(а), веревоч-к(а) такие корни? как понять, что это не суффиксы очк и оч к ? моя дочка учится в 3-ем классе, перешла в 4-й. Как можно это объяснить ребенку?

спасибо
с уважением
Евгения

Во всех случаях рассматриваем родственные слова для правильного выделения корня, окончания и других частей. Понимание того, от какого слова образовалось исследуемое слово, является важным для правильного определения морфем.

Есть чередование к/ч: рук(а), руч-н(ой) -> корень -рук/руч- -> руч-к(а) .
Есть беглые гласные: полк(а), (нет) полок(), полоч-н(ый) -> корень -полк-/-полок-/-полоч- -> полоч-к(а) ;

Аналогично (-оч- — часть корня, суффикс -к-):
булк(а), булок(), булоч-н(ая) -> корень -булк-/-булок-/-булоч- (нет слов c корнем -бул-) -> булоч-к(а) (-оч- -часть корня, суффикс -к-);
веревк(а), веревок(), веревоч-н(ый) веревоч-к(а) -> корень -веревк-/-веревок-/-веревоч- -> веревоч-к(а)
банк(а), банок(), баноч-н(ый) -> баноч-к(а)
будк(а), будок() -> будоч-к(а)
ватрушк(а), ватрушек(), ватрушеч-н(ая) -> чередование к/ч, беглая е в корне -ватрушк-/-ватрушек-/-ватрушеч- -> ватрушеч-к(а);
куртк(а), курток(), курточ-н(ая) -> курточ-к(а);

Случаи, когда в слове есть суффикс -оч- и суффикс -к-:
Дюймово-оч-к(а) — уменьшительно-ласкательное к дюймов-к(а);
дыр-оч-к(а): дыр(а), дыр(ы) -> корень -дыр-; есть родственное слово дыр-к(а) (суффикс -к-), так как дырочка — это небольшая дырка, то выделяется суффикс -оч- ( цепочка образования слов : дыр(а) -> дыр-к(а) -> дыр-оч-к(а))

Аналогично:
рам(а) -> рам-к(а) -> рам-оч-к(а), но может быть рам(а) ->рам-очк(а);
тетрадь -> тетрад-к(а) -> тетрад-оч-к(а), но может быть разбор тетрадь -> тетрад-очк(а)
нить -> нит-к(а) -> нит-оч-к(а), но нить -> нит-очк(а)
сеть -> сет-к(а) -> сет-оч-к(а);
ел-к(а) -> ёл-оч-к(а), но ель -> ёл-очк(а);
игла -> игол-к(а) -> игол-оч-к(а), но игла -> игол-очк(а)

Трудность в том, что при морфемном анализе слова могут соотносится с разными производящими словами, а, следовательно, и морфемы выделяются по-разному.

В слове — однозначно суффикс -очк-:
кофт(а) -> кофт-очк(а), нет слова «кофтка»;
лент(а) -> лент-очк(а)

Другие примеры:
лист-оч-к(и) Ольга

объясните, пожалуйста, почему: ленточка — однозначно с суффиксои -очк-? а не оч+к? ведь ленточный= лент+оч? тогда ленточка= лент+оч+к?

лент\очн\ый — -очн- суффикс прилагательного, привносит значение «обладающий указанным признаком, качеством», используется для образования прилагательных с этим значением, напр., один\очн\ый (от один), карт\очн\ый (от карта).

спасибо. так как же это запомнить, когда разбираешь слова на составные части (егэ) , чтобы определить оч+к или очк?

Чтобы понять из каких частей состоит слово, надо изменить форму слова, просмотреть родственные слова, подумать как образовалось слово. Тогда всё будет понятно.

Напишите, пожалуйста, как разобрать пр составу слово хлебушек. Суффикс -ушек- ?

Можно проверять правописание, смотреть толкование и морфологический разбор слов с помощью Яндекс-словарей: yandex.ru -> Словари.

Здравствуйте, скажите,пожалуйста, какие или какой суффикс у слова собачонка и почему?

  • Изменяем слово: собаки, к собаке, у собаки — корень собак-; собач-ий — в корне чередование к/Ч.
  • собач/онк/а — корень собач- (собак-), суффикс -онк-
  • Для проверки правильности выбора суффикса подбираем другие слова с таким же суффиксом: душонка (душа), ручонка (рука), т.е. такой суффикс -онк- существует и придает уменьшительно-уничижительное значение слову.
  • Ответ: собач/онк/а — корень собач- (собак-), суффикс -онк-, окончание -а

По словарю морфем (Ефремовой):
онк-(а). Суффикс; = -ёнк-(а), -ёнк-(и) Формообразовательная единица, образующая 1) имена существительные мужского и женского рода с уменьшительно-уничижительным или с уменьшительно-ласкательным значением (душонка, избёнка, лошадёнка, ручонка…)

Здравствуйте! Есть слово «неверие». К нему нужно найти слово, образованное по той же словообразовательной модели, что и слово «неверие»: основа существительного + префикс не- и суффикс -и[j]- -> образуется существительное со словообразовательным значением «отсутствие того, что названо производящим словом» (производящее слово «вера»). Помогите пожалуйста.

незнание, неумение, нежелание, непослушание, непонимание, неприятие

Спасибо большое! Подошло одно слово — неприятие!

Источник:
Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку
Список суффиксов существительных, их правописание, значение, которое они придают новообразованным словам.
http://tutrus.com/morfemika/suffiksy-imen-sushhestvitelnyx